Минэкономики предлагает перенести на год сроки разработки функционала ЕИС, отвечающего за возможность подачи через эту систему заявок на участие в определении поставщика. Проект поправок в постановление правительства об отсрочке ее реализации до 2018 года размещен ведомством для публичного обсуждения.
Напомним, ЕИС была запущена 1 января 2016 года, заменив портал zakupki.gov.ru. Предполагалось, что уже с 1 октября 2016 года все госзакупки будут проводиться в электронном виде: для обеспечения функционала системы перевода закупок из "бумажных" в электронные правительство определило срок до начала 2017 года. За первые три квартала этого года в ЕИС размещены извещения о госзакупках на общую сумму около 3,8 трлн руб. Объем заключенных контрактов составил около 2,4 трлн руб. При этом, по данным Минэкономики, преобладающим способом определения поставщика остается электронный аукцион — на его долю приходится 58% от общего количества извещений на 2,4 трлн руб.
По данным "Ъ", проект постановления, подготовленный Минэкономики, является обеспечением одного из двух вариантов слияния "бумажных" и электронных закупок. В случае политического решения в его пользу Минэкономики и Федеральному казначейству предстоит в течение 2017 года разработать и внедрить систему учета в ЕИС торгов, которые проводятся в "бумажной" форме. Альтернативный вариант описан в поправках правительства в закон о контрактной системе — они рассмотрены в первом чтении несколько лет назад. Поправки предполагают введение в контрактную систему электронных вариантов всех форм закупок. В этом случае функционал сопряжения "бумажных" и электронных закупок в ЕИС утратит смысл: де-факто новая редакция закона о контрактной системе будет означать полный перевод всех закупок в электронную форму. При этом, по словам источника "Ъ" в финансово-экономическом блоке правительства, пока решение о том, по какому варианту будет развиваться ситуация, не принято. В Минэкономики вчера не ответили на запрос "Ъ".
Отметим, обсуждение судьбы госзакупок в "бумажной" форме — лишь часть дискуссий о масштабной реформе контрактной системы и обслуживающих ее сервисов. В частности, сохраняются межведомственные разногласия по вопросам управления ЕИС, а также создания и ведения каталога закупаемой продукции (он необходим для контроля соответствия закупок ценовым и потребительским критериям правительства). По закону о контрактной системе каталог должен был стать частью ЕИС уже с 2017 года, однако запуск системы затянулся. Помимо Минэкономики интерес к созданию и ведению прейскуранта госзакупок проявлял "Ростех" — госкорпорация предлагала передать тему ей, обещая доработать систему в рамках государственно-частного партнерства без использования бюджетных средств. Министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов, в свою очередь, предлагал первому вице-премьеру Игорю Шувалову передать регулирование госзакупок Минфину.
В итоге Минэкономики направило отрицательный отзыв на предложение "Ростеха", предложив организовать каталог на наработках правительства Москвы, и настаивало на сохранении полномочий по развитию, ведению и обслуживанию ЕИС за собой, забрав часть функций у подведомственного Минфину Федерального казначейства (см. "Ъ" от 25 ноября), а вопрос окончательной конфигурации системы контроля за расходованием 4 трлн руб. госсредств в год так и остается нерешенным.
Евгения Крючкова; Анна Пушкарская, Олег Сапожков