Иностранные ИТ-компании, которые работают в Рунете, такие как Facebook, TikTok, Instagram, WhatsApp, YouTube и Telegram, обяжут регистрировать юрлица в России.
"Администрации президента Российской Федерации подготовить совместно с правительством Российской Федерации и представить предложения по установлению дополнительных требований к зарубежным технологическим компаниям, осуществляющим деятельность в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в части, касающейся открытия представительств этих компаний на территории Российской Федерации", - говорится в поручении Владимира Путина. Ответственными за новые требования назначили руководителя Администрации президента Антона Вайно и председателя правительства Михаила Мишустина.
Также АП, правительство и Совет по развитию гражданского общества и правам человека разработают проект концепции правил поведения в Рунете. "Совместно с Советом при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека разработать проект концепции обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве Российской Федерации и проект плана мероприятий ("дорожной карты") по ее реализации, включающего в себя мероприятия по повышению цифровой грамотности граждан Российской Федерации и их обучению навыкам информационной безопасности и "цифровой гигиены", - говорится на официальном сайте президента. Ответственными за концепцию цифровых прав и свобод будут Михаил Мишустин и советник президента Валерий Фадеев.
Срок исполнения для обеих инициатив - 1 августа этого года.
"Требование по созданию полноценных представительств в России для зарубежных ИТ-компаний позволит встроить их работу в отечественное правовое поле, - говорит руководитель направления аналитики и спецпроектов InfoWatch Андрей Арсентьев. - Благодаря этому, в частности, можно будет контролировать сбор иностранными платформами персональных данных российских граждан и предпринимать ответные меры на попытки из-за рубежа незаконно повлиять на формирование российского информационного поля, то есть иметь возможность повлиять на случаи цензуры со стороны зарубежных ИТ-игроков".
По части "цифровой гигиены" можно предложить инициативы по развитию ИТ-грамотности у старшего поколения через дистанционные обучающие сервисы, считает специалист. Также можно бы было разработать единые для всех субъектов страны гражданские методички по основам ИБ. Включить туда информацию про безопасное использование интернет-ресурсов, защиту финансовых сервисов, правильное реагирование на социальную инженерию и т.п.
По словам старшего партнера юртдтческой фирмы "Катков и партнеры" Павла Каткова, если исходить из интересов граждан, то прежде всего необходимо обезопасить их от интернет-мошенничества, а детей - от вредного и опасного контента. "Люди чаще всего сами отдают данные интернет-мошенникам, телефонным спамерам и фишерам, потому их образованность в этой области должна расти опережающими темпами. Кроме того, с учетом американского происхождения большинства интернет-гигантов такая стратегия неизбежно будет информационно-оборонительная. Насколько эта черта в ней будет сильна - покажут результаты президентских поручений", - сказал Катков.
В АНО "Цифровая экономика" инициативы президента комментировать отказались. В Аналитическом центре при Правительстве РФ, Роскомнадзоре и ФАС на момент публикации материала не смогли ответить на вопросы. В пресс-службе Минцифры и Институте развития интернета (ИРИ) запрос проигнорировали.
Анастасия Самсонова