IBM в сотрудничестве с Центром технических исследований Финляндии (Technical Research Centre of Finland) и финскими организациями по делам торгового флота разработала программное обеспечение на базе открытых стандартов и программных технологий с открытым исходным кодом, которое предоставляет всем судам, на борту которых есть персональный компьютер, доступ к новой службе обмена данными для системы автоматической идентификации судов (Automatic Identification System, AIS).
До настоящего времени, связь на судах, согласно общепринятой практике, осуществлялась по голосовому радио с помощью повторяющихся ручных операций. Отслеживание местоположения судов выполняется посредством AIS, стандартизованной системы, которой корабли должны оснащаться в соответствие с требованиями Международной морской организацией (International Maritime Organization). Сейчас система AIS дорабатывается для предоставления новых морских цифровых сервисов, таких как метеослужба и сервис оповещения об опасном грузе. Это расширение возможностей AIS может освободить экипажи судов от многих монотонных рутинных операций и помочь береговым службам более эффективно реагировать на возникающие нештатные ситуации.
Тем не менее, признание и распространение этих новых цифровых сервисов AIS идет медленно, во многом из-за проблем функциональной совместимости существующих устройств AIS и инвестиционных расходов, которые должны понести судоходных компании.
Первая версия системы проходила успешную экспериментальную эксплуатацию, начиная с января 2010 года, на финских пассажирских паромах M/S Mariella и M/S Gabriella, обслуживающих линию Стокгольм-Хельсинки.
«Почти каждый корабль в Балтийском море, независимо от того, откуда он прибыл, в состоянии использовать новую технологию связи, — говорит Йохан Санделл (Johan Sandell), генеральный менеджер регионального отделения IBM Finland. — Система базируется на открытых стандартах и программном обеспечении с открытым исходным кодом, и в будущем сможет применяться в других частях света. Десятки добровольцев из IBM со всего мира уже выразили желание продолжать разработку решения на безвозмездной основе в рамках программы On Demand Community».
Эта инициатива нашла поддержку независимого фонда Baltic Sea Action Group, объединяющего государственные структуры, корпорации и неправительственные организации, представители которых встречаются сегодня в Хельсинки. Цель встречи – попытаться решить многочисленные проблемы, которые оказывают влияние на Балтийское море, где за последние 10 лет отмечается существенный рост интенсивности морского движения. В настоящее время Балтийское море является одной из самых загруженных с точки зрения судоходства и наиболее загрязненных морских акваторий.
«Разработки подобно нашим можно назвать результатом кардинальных перемен в мире технологий, — добавляет Ларри Херст (Larry Hirst), председатель отделения IBM Europe, Middle East & Africa. — Огромную вычислительную мощность можно сейчас поставлять в столь малогабаритных, недефицитных и недорогих формах, что становится возможным внедрять интеллектуальную составляющую практически во все: от транспортных систем до цепочек поставок, от электроэнергетических сетей до медицинских информационных решений, от зданий до природных систем подобно водным путям и океанам».