Проблема перегруженных автомобилей на дорогах Коми
По расчетам Федерального дорожного агентства, ежегодно недобросовестные перевозчики наносят российским автодорогам ущерб на триллионы рублей. Основная причина – перегруженные грузовые автомобили, которые увеличивают износ дорожного полотна и создают аварийные ситуации. Эта проблема особенно актуальна для Республики Коми: на ее территории проводятся лесозаготовки, расположены несколько крупных целлюлозно-бумажных и лесодеревообрабатывающих комбинатов.
Руководство региона совместно с компанией «Ростелеком» в июне 2018 года приступило к реализации проекта по организации весогабаритного контроля. Разработчиком и поставщиком решений выступила российская компания IBS.
Решение IBS: система автоматического весогабаритного контроля
Специалисты IBS в рекордно короткие сроки (3 месяца) установили и запустили в работу 6 пунктов автоматического измерения весогабаритных параметров транспортного средства (в том числе дорожные табло для информирования водителей), а также комплект программного обеспечения для их эффективной работы:
Система обеспечивает выявление транспортных средств, движущихся с нарушением допустимых весогабаритных параметров, и передает информацию о нарушении в ЦАФАП ГИБДД РФ.
Как работает система
Специализированное оборудование, установленное на автомобильных дорогах, изменяет весогабаритные параметры транспортных средств, движущихся в потоке, выявляет транспортные средства, движущиеся с превышением установленных в действующем законодательстве нагрузок, и передает указанную информацию в ЦАФАП ГИБДД РФ.
Программное обеспечение, разработанное IBS, осуществляет автоматическую проверку наличия специального разрешения, выданного Федеральным дорожным агентством или ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми». Это является гарантией отсутствия ответственности для добросовестных перевозчиков.
Информация системы весогабаритного контроля циркулирует внутри защищенного контура, сертифицированного ФСБ и ФСТЭК, а взаимодействие с внешними организациями (Федеральное дорожное агентство, Федеральная налоговая служба и другие) осуществляется с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Для своевременного информирования водителя о выявленном превышении на пунктах весогабаритного контроля установлены информационные табло. Они отображают информацию о номере транспортного средства и нарушении.
Корректность работоспособности оборудования и проводимых измерений обеспечивают встроенные механизмы, которые позволяют сотрудникам ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в реальном режиме времени осуществлять мониторинг работы оборудования.
Итоги проекта
Благодаря созданию системы весогабаритного контроля на территории Республики Коми повышается безопасность движения, постепенно сокращается количество нарушений в сфере грузоперевозок, что, в свою очередь, позволяет дольше сохранять дороги в нормативном состоянии.
Уже за период тестовой эксплуатации система, разработанная IBS, позволила выявить нарушения действующего законодательства на сумму более 150 млн рублей (при этом в тестовый период работы системы постановления нарушителям не выставлялись).
«Для нас проект в Республике Коми стал бесценным опытом – все работы были выполнены специалистами компании за срок менее 3 месяцев. В настоящее время мы полностью сопровождаем проект. Специалисты IBS обеспечивают регулярные поверки оборудования, контрольные измерения и калибровку. Разработанная нами система гарантирует, что все измерения проводятся в соответствии с законодательством, все оборудование сертифицировано и работает корректно, без каких-либо отклонений», – рассказал Александр Толгский, директор департамента по работе с Минтрансом в компании IBS.