В онлайн-игры играет треть населения страны, число фанатов такого досуга увеличивается с каждым годом несмотря на кризис. Игры в России — уникальный медийный продукт. От общего количества потребляемого и оплачиваемого цифрового контента они составляют около 80% (для сравнения: в США и Японии - всего 30%). За 2014 российскими пользователями было потрачено примерно 1,1 млрд долларов на игровые преимущества и покупку игр, в 2015 ожидается рост до 1,3 млрд. Результаты исследования J'son & Partners Consulting убедительно показывают, насколько прибыльным может оказаться рынок, на покорение которого нацелился «Ростелеком». Причем речь идет не только о прибыли за счет участия в продаже игр, но еще и об увеличении количества потребителей основных услуг оператора — ШПД и платного ТВ.
Рынок онлайн-игр растет независимо от кризиса
По словам директора Департамента венчурных продуктов ПАО «Ростелеком» Петра Прокофьева, решение о создании данного подразделения в компании было принято еще несколько лет назад. Целью департамента стало создание сервисов и услуг, дополняющих основной бизнес оператора — в частности, развитие игровой отрасли. Сегодня одним из первых результатов его деятельности стал ввод в опытно-коммерческую эксплуатацию бета-версии игрового портала «Ростелекома» games.rt.ru. Портал был запущен 24 ноября 2015 года в 13:30 и уже за первые сутки достиг показателя посещаемости 25 тыс пользователей с пиковой активностью 500 пользователей.
Здесь уместно заметить, что такие веб-гиганты, как Mail.ru Group, уже давно освоили этот рынок в области как браузерных игр, так и мобильных приложений. Что касается телеком-компаний, среди них успешных проектов на этом поприще до сих пор не было. Поэтому на первых порах «Ростелеком» выступает только как цифровой дистрибьютор, магазин приложений и социальных игр, но на исключительно мощной платформе. «По технологии мы планируем использовать все возможности нашей сети, которые мы уже используем для IPTV и которую будем оптимизировать», - говорит Петр Прокофьев.
«Запуск портала - это попытка зайти на игровой рынок, диверсфицировать бизнес, развить прибыльное направление. Операторы уже много лет говорят о том, что рынок OTT привлекателен для них», - утверждает менеджер коммерческого отдела консалтинговой компании J'son & Partners Сonsulting Константин Островский.
Сегодня федеральный оператор связи — лидер среди цифрового сегмента. Ему принадлежит доля рынка ШПД для частных клиентов в размере 37% по выручке и 36% по количеству абонентов. В цифрах это выражается в более чем 11 млн подключенных к ШПД семей, более 3 млн реализованных ТВ-приставок, более 8 млн человек — зрителей «Интерактивного ТВ».
Таким образом, у «Ростелекома» для старта есть все необходимое: ШПД-сеть, платформа, значительное количество лояльных абонентов, а также партнеры-разработчики. «Мы пока не разрабатываем собственные игры. Наш проект — партнерский, и мы гордимся тем, что уже на старте с нами сотрудничают крупнейшие компании, как Mail.ru Group, «Даткрофт», «Дестени Девелопмент» и Alawar, - рассказал директор проекта «Игровая платформа» ПАО «Ростелеком» Алексей Садонов. - Рынок позволяет нам использовать не только веб-часть, но и наши инфраструктурные мощности, такие, как технологические настройки полосы пропускания для игрового контента».
Задачи игрового портала «Ростелекома» не ограничиваются простым предоставлением контента
Игровая платформа (веб-портал) «Ростелекома» создана компанией «Эназа», стоимость разработки составила 12 млн рублей (при первоначальной сумме, указанной в тендере, 14 млн рублей).
В рамках стратегии развития цифровых услуг «Ростелекома», закрепленной решением Совета директоров оператора, компания рассчитывает на то, что игровой портал будет генерировать 13% доли выручки от цифровых услуг к 2020 году. В целом же цифровой сегмент позиционируется как стратегическое направление развития бизнеса «Ростелекома».
Представители «Ростелекома» подчеркивают, что игровой проект запущен для самой широкой аудитории. Цели посещения могут быть разные: игра как хобби, как способ отвлечься, как главная страсть, а также и как профессия. В ближайшее время на портале появятся предложения для тех, кто занимается играми профессионально, в первую очередь, для киберспортсменов. «Мы активно ведем диалог с Федерацией компьютерного спорта России и собираемся использовать точки продаж «Ростелекома» по всей стране как центр киберспорта — для предоставления информации, сбора игровой активности», - объяснил Алексей Садонов.
Преимущества портала «Ростелекома»
Чтобы воспользоваться контентом на портале games.rt.ru, необязательно быть абонентом «Ростелекома». Портал поддерживает регистрацию при помощи всех популярных соцсетей: «Одноклассники», «вКонтакте», Facebook, «Мой Мир». Основные разделы портала - «Новые игры», «Популярные игры», «Игры со скидкой», «Новости». Часть игр предоставляется по схеме Free2Play (бесплатно), остальные — за плату, которую назначает разработчик. Все взаимодействия по расчетам внутри игр осуществляется на стороне партнеров «Ростелекома» или на стороне «Яндекс.Деньги». Сам оператор не берет дополнительной комиссии с игроков, не принимает оплату за игровые преимущества и не эмитирует игровую валюту. Зарабатывает он за счет отчислений партнеров.
Отмечается, что игровой портал — первый шаг к созданию глобальной игровой экосистемы. «Сегодня пользователь, потребляя игровой видеоконтент, не может легко переключиться с одного устройства на другое. Мы делаем шаг в решении этого вопроса, запустив игровой портал. В дальнейшем мы собираемся наращивать как его контент, так и функционал. Уже сейчас разработка отвечает основным ожиданиям: мы используем технологические преимущества национальной облачной платформы для того, чтобы развернуть на ней портал. Мы технологически и по контенту уже сейчас предлагаем все необходимые инструменты для любой целевой аудитории - говорит Алексей Садонов. - У нас представлены как большие игры-онлайн, браузерные, игры которые можно скачать, лицензии на игры. Также реализована социальная составляющая: зарегистрировавшийся на портале пользователь получает основной функционал игрового сообщества: возможность поделиться новостями, получать достижения и играть в социальные игры».
Сейчас на портале собрано несколько десятков топовых игр, разделенных на «большие» (онлайн и браузерные) и «простые». Несомненно, в дальнейшем их список будет увеличиваться в зависимости как от потребностей аудитории, так и от новинок, выпускаемых партнерами проекта.
Особую новость «Ростелеком» приготовил для абонентов «Интерактивного ТВ». Игры можно будет получить непосредственно на приставку.
Оплату игр можно провести двумя способами: по стандартным условиям поставщиков контента или с помощью системы «Яндекс.Деньги».
По мнению Константина Островского (J'son & Partners Сonsulting), будущее проекта зависит от того, как он будет развиваться, какое будет его контентное портфолио, ценовая политика, как будет привлекаться аудитория: насколько агрессивным будет маркетинг, какие бюджеты будут выделяться на это. «Ростелеком» может столкнуться с конкуренцией со стороны других игроков рынка, прежде всего, - платформой Steam. «Проект может «не полететь», а может и набрать несколько сот тысяч пользователей, если не миллионы», добавляет он.
Некоторые рубрики главной страницы games.rt.ru
На вопросы журналистов ответил директор проекта «Игровая платформа» ПАО «Ростелеком» Алексей Садонов.
В чем уникальность проекта «Ростелекома»?
– Наше преимущество как телеком-оператора — в возможностях, которые появляются после подключения пользователя к ШПД и порталу. Конвергенция с облачными играми, возможность поставить на паузу игру на ТВ и продолжить на ПК — это то, к чему мы будем стремиться.
Устанавливаете ли вы цены на игры?
– Портал не регулирует стоимость игр, формирование цены за игровые преимущества находится на стороне разработчика или издателя. Мы можем влиять на цену, только договариваясь об акциях или специальных условиях в бонусной системе «Ростелекома».
Планирует ли «Ростелеком» выпускать собственные игры?
– Партнерские взаимоотношения с разработчиками помогают максимально быстро обеспечить вход на рынок. Самостоятельная разработка, создание собственного контента и лицензирование — безусловно, самый доходный вид работы с играми. Однако для этого требуется наличие профессиональной команды и даже студии, долгосрочной инвестиции. Мы рассматриваем такой подход в перспективе.
* * *
К слову
Игровой портал — не единственный неординарный маркетинговый проект, запущенный «Ростелекомом» в последние недели 2015 года. Достаточно вспомнить уникальное мероприятие оператора «Киноквартирник», дающее возможность любителям кино посмотреть избранные фильмы на большом экране в домашней атмосфере.