Imagine Cup 2013: команда «ИТМО-2» создала систему контроля мобильных сотрудников

На региональном северо-западном этапе международного конкурса Imagine Cup 2013 в секции «социальные проекты» выступила студенческая команда «ИТМО-2», чей стартап представлял собой систему контроля мобильных сотрудников. Данная система, получившая название Bibelot, позволяет при минимальных затратах создать механизм для учета сотрудников и отслеживания их местонахождения в заданное время. Помимо дешевизны, система Bibelot может похвастаться длительным сроком эксплуатации и полной автономией от каких-либо мобильных сетей.

Система Bibelot (от англ. «брелок») весьма компактна и состоит из набора брелков, выдаваемых мобильным сотрудникам, а также специальной «метки» (устройство, передающее информацию на брелки). Сам по себе механизм, по словам одного из разработчиков, студента СПб НИУ ИТМО Александра Комарова, по концепции напоминает спортивную дисциплину «охота на лис», где участники должны оказаться в близости «базовых станций» (радиопеленгаторов). 

Аналогичным образом осуществляет действие и система Bibelot. На брелок сотрудника, оказавшегося рядом с «меткой», размещенной на объекте, считывается информация с «метки», после чего сотрудник продолжает путь дальше, и его брелок взаимодействует с другими метками, считывая с них данные, показания каких-либо счетчиков либо активизируя срабатывание каких-либо механизмов (например, автоматических дверей). В конце пути сотрудник достигает точки назначения (например, это может быть офис), где вся информация с брелка записывается на «базовую станцию», имеющую выход в Интернет. После чего вся информация обрабатывается в «облаке» и уже в виде готового отчета предоставляется начальству.

«Облако», где происходит формирование отчета, может быть настроено по-разному, – объясняет участник команды «ИТМО-2» Игорь Танфильев. – Например, начальство может оперативно получать SMS или e-mail в случае, если на каком-то из участков подконтрольной системы появились аномальные данные – не произошло контакта брелка и «метки» в то время, когда это должно было произойти. Это может означать, что мобильный сотрудник не выполнил задание, поэтому начальник может сразу же оперативно связаться с этим сотрудником».

Системы с принципом, заключающемся в ношении сотрудником брелка, через который осуществляется контроль, уже существуют (сама известная из них – это Locator), однако разработка команды «ИТМО-2» имеет три важных новшества: независимость системы от мобильных сетей, ее автономность и дешевизна.

Система действительно хорошо подходит для объектов, которые находятся в труднодоступных местах, не покрываемых зоной сигнала GPS. Ее действие распространяется на минимальное пространство, в котором брелок и «метка» могут «найти» друг друга (расстояние это гораздо больше, чем для NFC-систем, так что сотруднику не придется прикладывать брелок к «метке», которая, имея размеры 5-копеечной монеты, может быть расположена в потаенном месте). При этом следует отметить тот факт, что, помимо нахождения в зоне действия «метки», местонахождения маячков не отслеживаются и, таким образом, вторжения в личное пространство людей не происходит.



Участники команды «ИТМО-2»: Александр Комаров и Игорь Танфильев



Еще одна важная особенность системы – это ее автономность. Брелки и метки могут работать без замены батарейки либо какого-либо дополнительного вмешательства около двух лет. Это достигается благодаря тому, что брелок находится в режиме отсылки сигнала лишь незначительную часть времени своей эксплуатации (примерно 1:1000). Сигнал, отсылаемый брелком, занимает менее одной сотой доли секунды, и в течение одной минуты всегда наступает такой момент, когда «метка» подхватит сигнал брелка, и запись информации на брелок состоится.

«Минута – это как раз то время, которое сотрудник находится в зоне действия «метки», – поясняет Александр Комаров. – Брелку достаточно этого времени, чтобы «проснуться» по своему автономному расписанию, составленному таким образом, чтобы пересечение со временем, когда активна метка, гарантированно состоялось бы. Основная проблема, которую пришлось решить, – это поиск алгоритма для промежутков времени, через которые брелок должен «просыпаться», чтобы вся система работала безотказно. После того как алгоритм был разработан, брелок гарантированно начал считывать данные с «метки» не позже чем через минуту после попадания в ее зону действия».



Разработчики системы Bibelot демонстрируют ее на региональном северо-западном этапе
международного конкурса Imagine Cup 2013 в Санкт-Петербурге



По словам Александра Комарова, отвечавшего за создание данного алгоритма, бесконтактный брелок имеет возможность работать в подобном режиме до двух лет, что делает систему Bibelot не только дешевой, но и удобной в использовании.

Игорь Танфильев рассказал, что прототипы «метки» и брелка были созданы при участии руководителя, никаких деталей, спроектированных сторонним разработчиком, в системе не предусматривается. Сама программно-серверная архитектура была создана на базе облачной платформы Windows Azure, а также системы MySQL. Для создания программного кода использовался язык Python.

«Системой Bibelot могут пользоваться как руководители охранников, совершающих обход при срабатывании сигнализации на участках дачных садоводств, так и руководители мерчандайзеров, которые приходят в разные торговые точки и просматривают, правильно ли установлен товар, – резюмирует Александр Комаров. – По сути, Bibelot – это всего лишь инструмент контроля, а как он будет использоваться, все зависит от фантазии конечного пользователя».

«Средство контроля мобильных сотрудников всегда будет востребованным, – добавляет Игорь Танфильев. – Во-первых, они составляют уже треть от общего числа сотрудников, и вопрос добросовестного выполнения ими своих обязанностей считается весьма значимой проблемой, влияющей на эффективность бизнеса. Кстати говоря, система Bibelot – очень дешевая, и она будет полезна любой фирме, на любом рынке. Поэтому Bibelot можно продавать как угодно – напрямую через сайт либо через системных интеграторов и дистрибуторов. В любом случае подобная разработка гарантированно найдет своего покупателя».

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Маркетинг, ПО, Кадры

Ключевые слова: разработка программного обеспечения, разработки , разработка программ, студенты, разработка игр