Число киберинцидентов в России в первом квартале 2018 года выросло на 32% к аналогичному уровню прошлого года — до 312 случаев, говорится в отчете Positive Technologies (есть у “Ъ”). При этом злоумышленники стали чаще атаковать с целью получения данных: доля таких атак в первом квартале выросла до 36% по сравнению с 23% за 2017 год.
Данные можно продать на черном рынке или же использовать для продолжения атаки, объясняют аналитики: например, информацию о клиентах компании можно использовать для атаки уже на них самих. В основном мошенников интересуют персональные данные (33% случаев), учетные записи и пароли для доступа (28%). Главным мотивом злоумышленников остается получение финансовой выгоды (53% случаев).
Действительно, может сложиться впечатление, что злоумышленники чаще интересуются именно данными, но в итоге это в любом случае делается для финансового обогащения, уточняет директор проектного направления Group-IB Антон Фишман. С развитием магазинов в dark web (сегменты сети, требующие для подключения дополнительные программные средства) стало гораздо проще продать информацию — сюда входят и промышленный шпионаж, и внутренние финансовые документы организаций, и персональные данные пользователей, поясняет господин Фишман.
Основные методы атак: вредоносное ПО (63%), в основном шпионское (30%), и майнеры — софт, использующий мощности зараженного компьютера для производства криптовалюты (23%).
Распространяют такой софт преимущественно по электронной почте (38%). Второй по популярности метод атак — социальная инженерия (например, фишинговые письма с требованием предоставить персональные данные; 29%), причем ее часто применяют одновременно с вредоносным ПО. Реже применялись хакинг (атаки, в ходе которых эксплуатируются уязвимости ПО, служб ОС, ошибки в механизмах защиты или другие недостатки систем; 20%), эксплуатация веб-уязвимостей (12%), подбор учетных данных (7%) и DDoS-атаки (3%).
Больше других от кибератак пострадали частные лица: на обычных людей были нацелены 28% атак за первый квартал. В этом случае, как правило, был использован вредоносный софт: шпионское ПО (34% случаев заражений), майнеры криптовалюты (27%) и софт для распространения рекламы (18%). Это может быть связано с отсутствием антивирусов и невнимательностью пользователей, полагают авторы отчета. Госучреждения атаковали в 16% случаев.
Мошенники изобретают новые способы кражи денег и данных с помощью социальной инженерии, в частности появляется все больше сервисов, где якобы от имени крупных брендов людям предлагают пройти опрос за вознаграждение, но перед этим просят оплатить «комиссию», говорит контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Татьяна Сидорина.
Организации в целом стали лучше защищать информацию, обойти эту защиту напрямую злоумышленникам становится более затратно, поэтому они и прибегают к методам социальной инженерии, поясняет руководитель отдела аналитики InfoWatch Сергей Хайрук. Для такой атаки мошенникам нужен минимум информации о жертве, например общий e-mail организации, имя и контактные данные сотрудника. Все это можно найти в интернете. Ценность информации растет, отмечает господин Хайрук, и государства уже начали на законодательном уровне устанавливать правила обработки данных, примером чего может служить новый европейский закон GDPR.
Кристина Жукова