Выступая в ходе сессии " Цифровая трансформация, технологическая независимость и информационная безопасность: успехи, задачи, перспективы" на "Инфофоруме-2023", директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух назвал позитивной динамику процесса импортозамещения по итогам 2022 г. Наиболее серьезные успехи достигнуты в сегменте средств защиты информации, где по большинству направлений доля российской продукции, входящей в Реестр российского ПО, в общем объеме закупок по итогам 2022 г. превышает 90%. При этом оставшиеся 10% также обеспечивают российские продукты, которые по тем или иным причинам не попали в Реестр.
Также Илья Массух обратил внимание, что по итогам 2022 г. доля российского ПО достигла знакового уровня в 50% и более в общем объеме закупок в таких важнейших массовых сегментах, как клиентские операционные системы (50%) и наборы офисных приложений (53%). Причем, как подчеркнул Илья Массух, закупаемая продукция реально используется, а не лежит на полке. И это при том, что в феврале-марте российские компании и госучреждения закупали зарубежные продукты в больших объемах. Но, как отметил Илья Массух, эти данные получены с учетом закупок, которые проходили в закрытом режиме и не фиксировались в общедоступной статистике. В 2023 г. доля закупок российских продуктов, по мнению Ильи Массуха, станет существенно больше.
Министр информационного развития и связи Пермского края Петр Шиловских рассказал о достигнутых успехах в практическом импортозамещении. Намеченная на 2022 г. цель добиться полной замены зарубежного ПО на серверах и рабочих местах региональных органов власти достигнута. На очереди - замена ПО в подведомственных учреждениях. В текущем году планируется перевести на "РедОС" и "МойОфис" 3000 рабочих мест.
Заместитель генерального директора "Ред Софт", член правления АРПП "Отечественный софт" Рустам Рустамов заявил, что в 2022 г. спрос на российские операционные системы существенно вырос. Причем росли продажи не только госзаказчикам и компаниям, подпадающим под регулирование операторов критической информационной инфраструктуры, но и в коммерческий сектор, в том числе СМБ. Это, по мнению Рустама Рустамова, обусловлено не только безысходностью, но и реальным ростом зрелости российских продуктов. Однако остается немало проблем, прежде всего связанных с унаследованным ПО, которое не имеет версий для Linux. Возникают трудности и с управлением сложной инфраструктурой, использующей домены.
Вместе с тем данная статистика относится к госсектору, тогда как замеры долей различных программных платформ проводятся на базе посещений тех или иных ресурсов.
"В первую очередь в России на ОС Linux переходят госорганизации, их процент в общей массе от всех пользователей небольшой. При этом никакой открытой статистики по количеству серверов, автоматизированных рабочих станций и мобильных решений для государственных организаций нет. Поэтому можно косвенно ориентироваться на порталы закупок, по которым видно существенное увеличение закупок российских операционных систем, без выведения абсолютных цифр по общему объему рынка. По нашим оценкам, доля российских операционных систем в госсекторе и в компаниях с госучастием существенно выросла за последние несколько лет", - так прокомментировал статистику "Яндекс.Радара", согласно которой доля Windows за 2022 г. снизилась на 0,3%, руководитель отдела перспективных исследований ГК "Астра" Роман Мылицын.
Коммерческий директор "МойОфис" Александр Иванников, однако, считает оценки, которые озвучил Илья Массух, излишне оптимистичными, и реальных больших внедрений стоит ждать только в 2023 г.: "Действительно, в 2022 г., на фоне ухода зарубежных вендоров, наши клиенты стали быстрее принимать решения о внедрении или покупке офисного ПО "МойОфис". Госорганы и бюджетные учреждения традиционно занимают ведущие позиции в процессе ИТ-импортозамещения. Однако оценка доли российского офисного ПО в госзакупках, озвученная Ильей Массухом, видится нам очень оптимистичной. Дело в том, что в 2021 г. у федеральных и региональных органов власти не было целевого бюджета на приобретение отечественного ПО, никто не был готов к масштабному переходу на новые решения. Однако в 2022 г. госзаказчики стали активней тестировать российский офисный софт, "МойОфис" запустил более 200 пилотных проектов, что в четыре раза больше показателя годом ранее. Запущенные в 2022 г. тестовые внедрения будут конвертироваться в коммерческие заказы только с этого года".
Вместе с тем есть и проблемные сегменты, где доля отечественных продуктов низка. Так, среди средств защиты информации доля российских решений, согласно статистике Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, составляет 71% в сегменте межсетевых экранов, 66% - среди систем мониторинга и корреляции событий (SIEM). Даже среди криптосредств доля российских продуктов составляет 85%. В других классах ПО довольно низкая доля российских продуктов в сегменте коммуникационного ПО - лишь 46%.
Заместитель директора Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России Евгений Хасин назвал ситуацию в данных сегментах сложной. В них долгое время доминировали зарубежные игроки, и после их ухода в феврале-марте прямых российских аналогов не существовало. Какие-то подвижки в процессе перестройки систем защиты начались лишь тогда, когда от поиска аналогов перешли к поиску способов решения проблем. И плоды такого подхода только начали появляться. Полноценная замена решений от зарубежных вендоров начнет появляться лишь в ближайшие годы.
Руководитель ЦКР по ИБ, руководитель Комитета по экспорту АРПП "Отечественный софт", заместитель генерального директора ООО "Код Безопасности" Олег Кравчук рассказал о результатах работы ЦКР. Из 40 заявок от компаний на разработку высокопроизводительных шлюзов безопасности поддержано шесть. Речь идет о сложных проектах, для реализации которых необходима электронная компонентная база. При этом большая часть данных проектов идет на средства разработчиков, без госучастия. Однако Олег Кравчук призвал продлить налоговые льготы для компаний, реализующих данные проекты, а также смягчить требования по локализации производства компонентной базы для высокопроизводительных решений. Для оборудования начального и среднего уровня отечественная компонентная база уже существует.