Правительство утвердило изменения в Правила дорожного движения (ПДД), которые касаются в том числе езды на электросамокатах и гироскутерах. Теперь электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус – средства индивидуальной мобильности. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 км/ч. При этом масса такого электротранспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не должна превышать 35 кг.
Движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности будет регулироваться специальными дорожными знаками. Речь идет о разрешении, ограничении или запрете перемещения на таком транспорте в тех или иных зонах. Решение об установке знаков будут принимать местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры.
При совместном передвижении пешеходы получают приоритет. Водители средств индивидуальной мобильности должны будут рассчитывать скорость, исходя из этого приоритета. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям гироскутеров, сегвеев и аналогичных устройств необходимо будет спешиваться.
На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Но делать это можно людям старше 14 лет и там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Самокат или другое устройство, двигающееся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета. Новый статус не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки. Люди, использующие их, по-прежнему приравниваются к пешеходам.
Владелец Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков считает, что это решение давно напрашивалось. "Самокаты - это транспортное средство, их становится все больше, люди нередко на них не просто прогуливаются, а едут с высокой скоростью, и не в парке или специально отведенном месте, а в местах традиционного передвижения пешеходов. Ранее я говорил, что их надо специальным образом упомянуть в ПДД, и вот это наконец правительство сделало это, - говорит он. - За скобками остался пока вопрос баланса ответственности лиц, управляющих самокатами, и кикшеринговых компаний, в случае нанесения ущерба пешеходу или другому участнику движения. Пока она регулируется общими правилами ГК РФ, однако это очень широкий и малопредсказуемый вопрос. Предвижу, что их гражданская ответственность со временем станет предметом страхования, по аналогии с автострахованием. И если меня услышат GR-менеджеры страховых компаний, они будут знать, что делать".
Представитель пресс-службы кикшерингового сервиса - "Юрент" прокомментировал: "Мы долго ждали, что статус электросамокатов будет определен в ПДД. До этого часто возникало недопонимание, например, со стороны региональных властей, как регулировать самокаты. Законодатели совместно с отраслью проделали большую работу по подготовке поправок, чтобы определить характеристики самокатов, которые относятся к средствам индивидуальной мобильности. Принятые поправки определяют правовой статус сервисов кикшеринга, но по сути ничего не меняют в работе компании. Для пользователей Юрент ничего не изменится. Самокаты Юрент, как и другие шеринговые самокаты, имеют ограничение скорости до 25 км/ч и вес меньше 35 кг. Мы изучали международный опыт и сами пришли к выходу, что это наиболее безопасно и в то же время эффективно для передвижения по городу. Кроме того, у нас действуют так называемые "медленные зоны" – ограничение скорости до 10-15 км/ч – в пешеходных зонах с большим количеством пешеходов, в парках, набережных и т.д. Принятие поправок в ПДД позволит сделать использование электросамокатов в городе безопаснее. Частные самокаты, в отличие от шеринговых, могут иметь большую скорость и массу, передвигаются они при этом так же по тротуарам. Поправки вносят ясность, какие устройства теперь относятся к СИМ, а какие – к мопедам, и что шеринговые самокаты к мопедам нельзя отнести".
Директор по маркетингу и PR сервиса кикшеринга Whoosh Юлия Камойлик отметила, что пока текста поправок в ППД нет, а исходя из опубликованной на сайте правительства РФ информации, новые ПДД не приведут к изменениям в правилах работы Whoosh. "У самокатов появился правовой статус и единые правила, это событие мы оцениваем как значимое и позитивное. Популярность электросамокатов, как альтернативного вида городского транспорта, обусловлена их удобством для перемещений на расстояния в 3-7 км. Только в нашем сервисе сейчас насчитывается 11 миллионов пользователей. Мы прогнозируем, что количество пользователей самокатов будет кратно расти и появление правового статуса и единых правил - долгожданное и важное событие. Скорость всех самокатов Whoosh всегда была системно ограничена 25 км/ч, а вес самокатов Whoosh не превышает 35 кг. Пользователям в обучающих материалах мы всегда рекомендовали выбирать для движения велосипедную дорожку, если ее нет - тротуар (где приоритет у пешехода), и только в исключительных случаях - обочину дороги. На переходах - спешиваться. Возраст пользователей мы ограничиваем - старше 18 лет", - прокомментировала она.
Компания Whoosh была привлечена к работе над проектом поправок в качестве эксперта. "На этапе подготовки мы предоставили замечания, основанные на опыте работы сервиса. Насколько можно судить из опубликованной информации, наши пожелания были учтены. Но полный подписанный документ поправок пока не опубликован. У нас в России работает парк из 75 тыс. самокатов, все они регулируются правилами, которые совпадают с поправками. После вступления в силу поправок частные самокаты будут эксплуатироваться по таким же правилам, думаем это поможет снизить общую аварийность, так как статистика в отчете об аварийности МВД за первое полугодие 2022 г. показывает, что в более чем двух третях (69,1%) инцидентов участвующие самокаты принадлежали физическим лицам, и только оставшиеся 30,9% – сервисам кикшеринга. Договор-оферта, к которому присоединяется каждый пользователь сервиса, уже содержит основные правила безопасного перемещения по городу и не противоречит дополненным ПДД. После вступления в силу новой редакции ПДД, правила станут обязательными для всех, в том числе и для владельцев частных самокатов", - рассказала Юлия Камойлик.
Чтоб сотрудник ГИДД выписал штраф человеку, управляющему электротранспортом, его нужно идентифицировать, ведь "наездник" может не предоставить документ и сообщить неверные данные.
Менеджер по развитию UserGate Иван Чернов отметил, что не все кикшеринговые сервисы занимаются идентификацией пользователей, во многих достаточно просто указать номер телефона и данные действующей банковской карты. Эти данные, безусловно, помогут в идентификации, но прямая регистрация по паспорту пока есть мало у кого. Однако сеть московских уличных камер прекрасно справляется с идентификацией по лицу, надо теперь еще камеры научить отличать пешеходов от людей на самокатах, - заметил он. - В любом случае, даже если нагрузка по идентификации ляжет на плечи сервисов проката самокатов, все равно потребуется двустороннее общение между этими сервисами и государством для определения личности самокатчиков, факта нарушения ПДД и выписывания штрафа. В случае с каршерингом это работает значительно проще, так как служба каршеринга получает штраф, смотрит на время его выдачи и сопоставляет с пользователем, который в данный момент арендовал автомобиль".
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын подсчитал, что оснащение крупного парка (70-80 тыс. самокатов) фарами нужного цвета и тормозными системами обойдется приблизительно в 100 млн руб. "Само переоснащение не приведет к значительному удорожанию стоимости аренды. Однако может подорожать страховка. Даже если некоторый отток пользователей произойдет, в статистике это не будет заметно, потому что проникновение услуги еще невысокое. Информация в СМИ о подготовке Woosh к IPO является сигналом, что компания готова продемонстрировать такие темпы роста пользовательской базы, которые не могут снизить никакие изменения правил или внешней среды, за исключением тотального запрета", - прокомментировал аналитик.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что переоснащение парка самокатов может и вовсе не потребоваться, так как еще до принятия закона на них уже были установлены белые и красные (тормозные фары). "Вес самых тяжелых самокатов в компаниях "Юрент" и "Яндекс" достигает 27 кг, что также укладывается в новые ограничения до 35 кг. А ограничение скорости в 25 км/ч уже стояло на самокатах кикшеринговой компании "Юрент", благодаря чему могу предположить, что и у других компаний такие ограничения уже действовали, так как они обсуждаются на высших уровнях еще с начала весны. А если не у всех, то перепрограммировать и ограничить скорость будет не дорого, - говорит аналитик. - Идентификация пользователя/арендатора на уровне компании происходит мгновенно, ведь для аренды клиент сначала обязан зарегистрироваться в программе по номеру телефона. В России уже ранее ввели законы, которые исключают использование номеров без привязки к ФИО. Но, если потребуется, то компании просто увеличат количество сведений для регистрации в системе, потребуют включать туда скан паспорта, например. Если в компанию придет штраф на какой-либо самокат с конкретными данными по времени и географии нарушения, кикшеринговая компания сможет идентифицировать нарушителя по базе и выставить клиенту счет по аналогии с нарушителями на каршеринге. Со стороны ГИБДД идентификация нарушителей должна происходить, в первую очередь, по камерам видеонаблюдения. Для этого каждому самокату должен быть присвоен номер. Они есть, но, возможно, для камер видео регистрации нарушителей придется поместить крупным шрифтом спереди и сзади по аналогии с авто номерами. Но в принципе, идентификации кикшеринговой компании и нарушения будет достаточно, так как благодаря GPS датчиками кикшеринговые компании смогут итак выяснить, какой именно клиент в тот момент времени там находился. Полагаю, что налаживание системы идентификации нарушителей тоже обойдется очень дешево, а возможно и вовсе бесплатно. На текущую минуту стоимость аренды самокатов не повысилась, если сравнивать со вчерашними тарифами. В дальнейшем она может вырасти параллельно с общей инфляцией по стране, но считаю маловероятным рост в ближайшие недели ввиду высокой конкуренции и снижению спроса на них на фоне похолодания и снижения реальных доходов населения. По стоимости такси эконом-класса выходит даже дешевле, поэтому с похолоданием спрос еще упадет".
Юлия Мельникова