Роспотребнадзор определил критерии, по которым деятельность иностранного интернет-магазина подпадает под российские законы. Так, если на сайте зарубежного продавца есть фразы на русском языке, русскоязычная реклама или он располагается в доменной зоне .ru, то в конфликтной ситуации магазин обязан подчиниться местному законодательству. В суде можно потребовать и блокировки сайта — нарушителя прав россиянина.
Замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Ирина Брагина 3 октября написала письмо президенту Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Александру Федорову (есть в распоряжении «Известий»). Ранее, в июле, АКИТ направляла в Генпрокуратуру письмо, в котором в том числе была обозначена проблема возврата денег от недобросовестных иностранных интернет-продавцов. Из Генпрокуратуры обращение ассоциации было отправлено в Роспотребнадзор.
В своем ответном письме в АКИТ служба уточнила, что если в спорной ситуации участвуют российский гражданин и зарубежная компания, зарегистрированная на территории другого государства, то прежде всего следует установить, право какой страны следует применять для разрешения конфликта.
Как следует из документа, в подобных ситуациях необходимо ориентироваться на статьи 1211 и 1212 Гражданского кодекса РФ о правилах определения права, если между сторонами нет специального соглашения о его выборе в конфликтных ситуациях. Российское законодательство следует применять в тех случаях, когда иностранный интернет-продавец направляет свою деятельность на отечественного потребителя, считают в Роспотребнадзоре. Представители службы пояснили, при каких условиях действия зарубежных онлайн-магазинов подпадают под российское законодательство.
Итак, деятельность иностранного продавца подпадает под действие отечественных законов, если продавец использует доменное имя сайта, связанное с Россией (.ru, «.рф», «.москва», .moscow и т.п.), обеспечена возможность осуществления расчетов в рублях или с использованием платежных инструментов, доступных потребителям из РФ, либо эквайринг продавца осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией, а также предусмотрена возможность доставки товара по территории нашей страны. Деятельность онлайн-магазина сочтут направленной на российского потребителя, если на сайте продавца размещена реклама на русском языке, отсылающая к соответствующему интернет-сайту продавца, либо имеются иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении продавца заключить договор купли-продажи с российским потребителем.
В Роспотребнадзоре «Известиям» сообщили, что возможности заблокировать сайт иностранного магазина, если он нарушает права российских потребителей, в данный момент нет.
— Блокируется сайт только в том случае, если суд признает, что есть угроза жизни и здоровью. Практики блокировки из-за невозврата денег нет, хотя всё зависит от решения суда, — сказали в ведомстве.
Недобросовестное выполнение владельцами онлайн-магазина своих обязательств перед клиентами не относится к числу причин, которые позволяют суду ограничить доступ к сайту для пользователей, считает управляющий партнер «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его мнению, блокировка ресурсов зарубежных интернет-ритейлеров на этом основании в принципе невозможна. Но даже если покупатель не станет требовать блокировки сайта, а будет настаивать, например, на возмещении денежных средств, он рискует не получить и этого.
— В случае если потребитель выиграет судебный спор, исполнить такое судебное решение фактически будет нельзя. Исключением является ситуация, когда иностранный продавец имеет активы и банковские счета непосредственно на территории России, — говорит управляющий партнер Gaffer & Gaffer Денис Косенков.
Добиться исполнения решений органов Фемиды получится лишь в отношении онлайн-магазинов, чьи владельцы зарегистрированы в весьма ограниченном круге государств, отметил адвокат Олег Сухов.
— Это связано с тем, что решения российских судов по гражданским делам могут быть принудительно исполнены в странах, с которыми у России действуют соглашения об оказании соответствующей правовой помощи, — пояснил он. — На сегодняшний день подобные договоренности достигнуты с 28 государствами, в числе которых Китай, Вьетнам, Испания, Италия, Греция, Чехия, Польша, Болгария, Венгрия, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния и Белоруссия.
Остается добавить, что если в АКИТ считают, что проблему с деятельностью недобросовестных интернет-ритейлеров на территории России следует решать, то их коллеги из другой организации, которая также объединяет интернет-продавцов, — Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) — полагают, что этой проблемы не существует. Согласно опросам НАДТ, деньги у иностранных торговцев вернуть зачастую проще, чем у отечественных.
Евгения Перцева