На прошлой неделе крупнейший альтернативный оператор связи Петербурга "ПетерСтар" приобрел 100% акций ЗАО "Компьютерные сети" (торговая марка ComSet), входящего в пятерку ведущих Интернет-провайдеров города. Акционерами компании были три физических лица (включая ее менеджеров), и по информации близкого к ним источника, сумма сделки составила около 650.000 USD. При этом, по данным финансового директора "ПетерСтара" Артура Акопьяна, оборот ComSet от услуг Интернет-доступа в 2003 году составил 1 MUSD (помимо этого, провайдер дополнительно зарабатывал сравнимую сумму от разовых непрофильных проектов, в частности - в области системной интеграции). По данным ComNews.ru, ComSet обслуживает более 10.000 пользователей коммутируемого доступа в Интернет (60% из них являются контрактными абонентами, а 40% используют Интернет-карты) и около 100 клиентов, подключенных по выделенным каналам.
Довольно низкая цена покупки объясняется тем, что ComSet использует инфраструктуру "ПетерСтара": все 540 модемов провайдера подключены по телефонным линиям этого оператора. "Наша годовая выручка от ComSet достигала 600.000 USD в год, поэтому поглощение этой компании не даст нам существенного увеличения оборота", - говорит Артур Акопьян. По его мнению, независимым Интернет-провайдерам почти не осталось места на рынке: все они находятся в большой зависимости от владельцев инфраструктуры (сетей, каналов и номерной емкости) - "ПетерСтара" и "Петербургской телефонной сети", которые сами активно наращивают объемы Интернет-бизнеса, выдавливая мелких игроков. Акопьян полагает, что мелким провайдерам остается либо продаться гигантам, либо диверсифицировать бизнес, занявшись телефонией, услугами передачи данных и Wi-Fi. "Мелкий Интернет-бизнес вскоре ожидает судьба пейджинга", - пророчит Артур Акопьян.
Понимают это и сами провайдеры. Один из самых успешных примеров диверсификации бизнеса продемонстрировал другой крупный петербургский провайдер - "Ланк Телеком", который стал заметным игроком на рынке IP-телефонии и радиодоступа, а с 2003 года начал и региональную экспансию (купив провайдеров в Ярославле и Тюмени). Этим же путем пытался пойти и ComSet: в 2002 г. он получил лицензию на предоставление услуг радиодоступа, стал создавать беспроводную сеть по технологии Wi-Fi, а также намеревался заняться телефонией и даже договорился с фирмой Huawei Technologies о поставке коммутатора. Однако собственных сил не хватило, и акционеры ComSet уступили свой бизнес, причем весьма дешево: если учитывать лишь основной бизнес этого провайдера, отношение цены покупки к обороту (индикатор price to sales) составило около 0,5.
Менее двух лет назад владельцы второго по величине петербургского Интернет-провайдера - "Петерлинк" - договорились с тем же "ПетерСтаром" о продаже компании с коэффициентом price to sales, близким к 1,5. При годовом обороте "Петерлинка" и аффилированных с ним компаний на уровне 2,1 MUSD, "ПетерСтар" согласился купить этот бизнес за 3 MUSD. В значительной степени высокая цена объяснялась тем, что тогда, в начале 2002 года, "ПетерСтар" лишь планировал выйти на массовый Интернет-рынок, и покупка "Петерлинка" рассматривалась как приобретение работающего Интернет-бизнеса с налаженными организационными процессами. Той сделке не суждено было сбыться: уже после того, как стороны ударили по рукам, в мае 2002 года был убит один из бенифициаров этого провайдера, после чего "ПетерСтар" (не без вмешательства его американского акционера Metromedia) отменил сделку.
Крупнейший Интернет-провайдер Петербурга "Вэб Плас" также предпринимал попытки продаться. В 2002 году к "Вэб Пласу" приценивалась столичная "Система Телеком". В течение полугода специалисты московского холдинга знакомились с финансовой отчетностью и статистикой "Вэб Пласа", но в итоге "Система" так и не договорилась о цене с владельцем "Вэб Пласа" - холдингом "Телекоминвест".
Время уходит, и независимым Интернет-провайдерам остается все меньше времени на размышление. Выбор у них невелик: либо продаться гигантам, либо найти крупные средства на диверсификацию бизнеса. Второе, как ни печально для мелких игроков, также влечет продажу: привлечь сколько-нибудь значимый кредит для таких компаний почти нереально. Поэтому 2004 год явно будет проходить под знаком укрупнения Интернет-бизнеса как в Петербурге, так и в Москве.