Об этом сказано в перечне поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета. Рассмотреть вопрос "об установлении государственного регулирования оборота информационной продукции для детей, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", - написано в документе.
Руководитель юридической практики компании "Интерцессия" Григорий Скрипилев полагает, что такая мера является излишней, поскольку в России уже есть нормативная база, защищающая несовершеннолетних пользователей от опасного контента. "Такие пользователи, зачастую, потребляют контент из социальных сетей, а в их отношении с февраля этого года вступил в силу закон о самоконтроле, согласно которому крупнейшие социальные сети обязаны самостоятельно выявлять и удалять запрещенную информацию. Наиболее эффективными мерами регулирования являются те, которые можно быстро применить и реализовать. Особенно, если речь идет об интернете. Закон о самоконтроле социальных сетей является именно такой мерой государственного регулирования оборота информационной продукции для детей, размещаемой в сети "Интернет". Надзорные функции на сегодняшний день вполне успешно осуществляет Роскомнадзор", - напомнил Григорий Скрипилев.
Заместитель генерального директора, директор по направлению "Нормативное регулирование" АНО "Цифровая экономика" Дмитрий Тер-Степанов отметил, что вопрос экологичности цифровой среды, особенно для несовершеннолетних в фокусе внимания властей многих стран мира. "Например, в Китае уже внедряется система электронной аутентификации для несовершеннолетних любителей компьютерных игр. Унифицированная электронная аутентификация личности несовершеннолетних в онлайн-играх позволит улучшить классификацию игр, проверку контента и реализацию мер по ограничению времени, которое ребенок или подросток может проводить за игрой, а также ужесточить наказание для тех, кто подвергает опасности физическое и психическое здоровье детей. В соответствии с поручением президента предстоит разработать механизмы регулирования, в рамках которых будет происходить маркировка потенциально опасного для детей контента. Полагаем, что в контексте пункта "д" того же поручения принятый в прошлом году закон "Об экспериментальных правовых режимах" (ЭПР) может стать хорошей площадкой для проверки подобных инициатив. "Живое" тестирование поможет совершенствовать законодательство и оперативно внедрять лучшие механизмы для защиты детей от опасного интернет-контента. Согласно закону об ЭПР при установлении каждого режима учитывается позиция предпринимательского сообщества, ее формирование распоряжением правительства РФ возложено на АНО "Цифровая экономика", - прокомментировал он.
Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин рассказал, что практически любая информация, распространяемая в интернете, является "информационной продукцией". "Оборот информационной продукции для детей уже много лет регулируется специальным федеральным законом от № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Этим законом введена возрастная маркировка, установлены ограничения и запреты по распространению контента в соответствии с возрастной категорией. Закон широко применяется: и СМИ, и аудиовизуальные сервисы давно используют возрастные маркировки. Санкции за нарушение этого регулирования - чисто административные, поскольку они прописаны в первую очередь для юридических лиц. Между тем, нарушают закон в основном нелегальные площадки - в первую очередь пираты. Я бы предложил ввести новую санкцию в виде ограничения доступа (блокировки) информационных ресурсов, не соблюдающих требования по возрастным ограничениям. Добавлю, что принципы маркировки следует гармонизировать на международном уровне и "засчитывать" маркировки, применяемые в других странах - и в США, и в Евросоюзе и в странах Евроазиатского Экономического Союза. Если законодатели пойдут по предложенному мной пути, дети будут реже соприкасаться с неподходящим для их возраста контрафактным контентом", - уверен Алексей Бырдин.
Директор технического департамента компании "ХайТэк" Дмитрий Ласьков отметил, что дети, зачастую, пользуются различными интернет-ресурсами без ограничения по времени. "Контроль осуществляется только близкими людьми, у которых не всегда есть возможность уберечь свое чадо от вредной информации. Важно ограничить не только время провождения ребенком в социальных сетях, но максимально перекрыть доступ к опасному контенту, что порой сделать очень затруднительно. Меры госрегулирования должны быть ограничительными на уровне ресурсов, предоставляющих контент и провайдеров связи, с одной стороны. С другой же важно работать над тем, чтобы появлялось больше сервисов с полезным и качественным контентом: запускать и поддерживать каналы, популяризирующие спорт, науку, патриотизм и семейные ценности", - считает он.
"Основная доля контента, который необходимо регулировать приходится на социальные сети, ресурсы с видеоконтентом и мессенджеры с различными информационными каналами, - пояснил Дмитрий Ласьков. - Если такое регулирование появится, в первую очередь это скажется на рекламных бюджетах блогеров. Есть множество блогеров, которые зарабатывают огромные деньги, производя при этом если не вредный, то очень сомнительный контент. Поэтому я уверен, что правильная и сбалансированная политика поможет улучшить качество контента и сократить потребление ненужной, а порой опасной информации нашими с вами детьми".
Директор по развитию web-технологий Artezio Сергей Матусевич рассказал, что в России до сих пор нет грамотной системы оценки контента в интернете. "Существует возрастной рейтинг для визуальной продукции, который де-факто в интернете не работает. Точно так же не работают системы возрастного контроля для игровых продуктов и развлекательных проектов в интернете. Фактически, вся система возрастного ценза носит в России рекомендательный характер. И даже во времена, когда ребенок должен был пойти в магазин и купить физический носитель с игрой или фильмом, возрастные ограничения не работали. Очень сложно представить систему, которая позволит эффективно регулировать оборот информационной продукции в интернете. Весь популярный контент находится на площадках, которые у российских законодателей не очень получается регулировать. Поэтому в первую очередь нужно выстраивать диалог с популярными интернет-площадками, изучать их мнение и возможности по регулированию. На самом же деле процесс защиты детей от негативного контента идет и без участия чиновников. Это делают держатели игровых и информационных платформ. Они внедрят технологии, которые фильтруют чаты, не позволяют детям получать контент, не соответствующий их возрасту, и привлекают к процессу контентного отбора родителей. Да, сегодня существуют программные решения родительского контроля, они введены без законодательного принуждения. И вряд ли появление закона или дополнительного контроля со стороны государства сделает эти решения лучше или более массовыми. Меры госрегулирования должны быть направлены на поощрение подобных нововведений, стимулирование контакта держателей интернет-платформ, разработчиков игр и других медиапродуктов к диалогу с организациями, которые занимаются защитой детей. Альтернативой такому диалогу может стать только перенос китайского опыта, который запрещает детям использовать определенные сервисы и проводить в играх больше нескольких часов в день. В России ввести подобные ограничения будет очень проблематично", - считает Сергей Матусевич.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал напомнил, что, несмотря на наличие программ для родительского контроля, полностью отследить серфинг сложно, хотя в последнее время законодательство было ужесточено. "Владельцы социальных сетей и развлекательных порталов более строго модерируют контент, блокируя аккаунты и информацию, несущую вред детям, поэтому государственное регулирование оборота информационной продукции для детей, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" можно назвать закономерным итогом этой работы. Причиной, по которой разработкой занялись именно сейчас, стало широкое развитие интернет-пространства во время пандемии, когда дети и подростки стали чаще заниматься дистанционно. Одной из мер госрегулирования может стать использование в обучении детей и подростков только государственных информационных систем", - прокомментировал Павел Сигал.
Юлия Мельникова