Change.org — крайне популярная платформа для онлайн-петиций, многие из которых имеют широкий общественный резонанс. В частности, именно на ней было вывешено первое открытое обращение к властям, связанное с установкой памятника князю Владимиру на Воробьевых горах. За перенос памятника тогда проголосовали 75 тыс. пользователей.
Еще один резонансный вопрос, поднятый в Change.org, — шутка публичной страницы MDK «ВКонтакте» по поводу смерти певицы Жанны Фриске.
Авторы петиции потребовали принять меры в отношении сообщества «по факту оскорбления другого лица». И свою виртуальную подпись под текстом сообщения оставили уже более 150 тыс. человек.
Связаны с платформой и несколько курьезных случаев. В частности, российские пользователи создали адресованную властям США петицию с требованием освободить учительницу Дженнифер Фихтер, приговоренную к 22 годам заключения за растление своих учеников. На момент публикации данного материала ее подписали почти 65 тыс. человек.
Однако несмотря на свою популярность, Change.org не имеет юридической силы. Чиновники, которым адресованы петиции, имеют право просто проигнорировать их, поскольку не уверены в достоверности голосов. Стоит понимать, что регистрация на Change.org доступна по электронной почте с возможностью привязки своих профилей в социальных сетях.
При этом у Change.org есть альтернатива в виде сайта «Российская общественная инициатива», который как раз имеет юридическую силу . Экспертная комиссия обязана рассмотреть и вынести решение по каждой петиции, набравшей определенное количество подписей. Регистрация на РОИ проходит через портал госуслуг, что исключает возможность создания подставных профилей — учетные записи портала госуслуг привязываются к конкретному гражданину.
Однако РОИ не пользуется особой популярностью, и за время существования ресурса с 2012 года было подано лишь 6109 предложений и принято решение всего по 18 инициативам.
«Одной из основных проблем развития диалога государства и общества в интернете все еще остается вопрос авторизации пользователей. У Сhange.org регистрация пользователей происходит по адресу электронной почты или через Facebook, что теоретически не исключает возможности накруток голосования. Однако по факту уровень достоверности общественного мнения из-за этого не страдает», — рассказал «Газете.Ru» глава правления Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко.
В то же время, по словам эксперта, регистрация на официальном государственном ресурсе для интернет-петиций «Российская общественная инициатива» (РОИ) возможна только через аккаунт Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) лицами. «Однако количество официально зарегистрированных в ЕСИА россиян составляет всего 14,2 млн, поэтому популярность РОИ остается сравнительно невысокой», — отмечает Клименко.
Эксперт также полагает, что в России в целом не принято доверять результатам интернет-опросов и онлайн-петиций, что во многом препятствует развитию взаимодействия правительства и населения через сеть.
«Доверие к самому институту онлайн-петиций остается слабым, а процесс верификации пользователей на официальных государственных ресурсах весьма непрост. Необходимо повысить доверие государства к петициям в интернете и одновременно упростить процедуру авторизации пользователей. Решением тут может стать электронная подпись на SIM-карте», — подытожил эксперт.
В то же время в США также существуют государственные ресурсы, созданные для тех же целей. На сайте Белого дома любой желающий может вынести на всеобщее рассмотрение петицию, связанную с тем или иным вопросом.
По достижении определенного числа подписавшихся под петицией власти обязаны отреагировать на нее. Однако в отличие от РОИ на сайте Белого дома может проголосовать гражданин любой страны.
Одной из самых известных петиций стала инициатива о постройке «Звезды Смерти» из серии фильмов «Звездные войны». Изначально несерьезное предложение мигом обрело популярность и стало одним из первых набравших необходимое количество голосов. В итоге чиновники были вынуждены выступить с объяснениями, почему пока построить «Звезду Смерти» невозможно. По их словам, это, в первую очередь, нецелесообразно с экономической точки зрения. Кроме того, постройка такого космического объекта не принесет практической пользы.
Эрик Хачатрян, Владимир Тодоров