6 июля Госдума рассмотрит в первом чтении поправки к закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты, ограничивающие доступ к противоправной информации в интернете. Законопроект предполагает создание реестра (черного списка) интернет-контента, запрещенного к распространению (пропаганда наркотиков, детская порнография, призывы к самоубийству), и введение процедуры блокировки интернет-ресурсов.
Во всех остальных случаях для включения сайта в реестр требуется решение суда. Решение о включении сайта в реестр его владелец может обжаловать в суде. Как только сайт попадает в реестр, провайдер обязан в течение суток потребовать от владельца площадки ее удалить. Если этого не произошло, провайдер должен ограничить доступ к сайту. Если бездействует провайдер, в реестр включается уже сетевой адрес — ограничить доступ к информации обязан уже оператор связи.
Вчера совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека раскритиковал положения законопроекта и призвал снять его с рассмотрения, чтобы обсудить на общественных слушаниях. Совет беспокоит, что процедура блокировки по доменным именам и IP-адресам (а не точечной блокировки по URL) может вызвать массовое закрытие ресурсов, не содержащих запрещенного контента, но расположенных на внесенных в реестр доменах или сетевых адресах.
Также совет обращает внимание на то, что законопроект вводит "коллективную ответственность" операторов связи и интернет-индустрии за действия преступников и предполагает "реальное введение цензуры". Кроме того, введение фильтрации на уровне магистральных провайдеров вызовет общее снижение скорости интернет-трафика в России и будет иметь негативные последствия для развития интернет-транзакций. По данным Центра новых медиа Российской экономической школы, опыт Австралии показывает, что снижение скорости работы сети на 20% (предполагаемое падение при введении фильтрации на верхнем уровне) оценивается в снижение ВВП до 5%.
При этом финансовое бремя блокировки и фильтрации ляжет на операторов связи и хостинг-провайдеров. По расчетам операторов, затраты на дополнительное оборудование в случае принятия законопроекта составят от $50 млн до $10 млрд. Затраты операторы будут стремиться компенсировать за счет стоимости услуг для потребителей, предупреждают члены совета.
Проект подвергся критике еще на этапе внесения в Госдуму. Ресурсы с противоправным контентом будут просто мигрировать в другие доменные зоны и на другие IP-адреса, отмечал директор Координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников. Документ требует общественного обсуждения и дальнейшей доработки с привлечением экспертов, подчеркивает представитель "Яндекса" Очир Манджиков. Представители интернет-индустрии не привлекались к юридическому обсуждению законопроекта, добавляет менеджер крупной интернет-компании.
Законопроект широко обсуждался не только в правительстве, но и на Форуме безопасного интернета, в Минкомсвязи и на Российской интернет-неделе RIW 2012, возражает исполнительный директор Лиги безопасного интернета (подготовленный ею законопроект Минкомсвязи весной вносило в правительство) Денис Давыдов. А за борьбу с причинами возникновения нелегального контента и преследование преступников отвечает полиция, отмечает он.
Роман Рожков