Компания Cisco спонсировала масштабный опрос, в котором участвовали 7743 частных лица и 1800 различных компаний из 24 городов России*, Польши, ЮАР, Мексики, Бразилии и Аргентины. Целью опроса было выяснить, что мешает использованию Интернета в городских условиях. Исследование, проводившееся компанией Illuminas Global, в основном выполнялось в 2007 г. и было завершено летом 2008 г. Результаты, полученные в вышеупомянутых странах, по многим параметрам совпадают и по большому счету отражают положение дел во многих других государствах с развивающейся рыночной экономикой. Выбор же стран, где проводился опрос, определялся тем, что они представляют собой разнообразие социальных и деловых культур, устоявшихся и развивающихся сетевых экономик, а также различные уровни распространенности Интернета.
Исследование подтвердило, что в городах стран с развивающейся рыночной экономикой пользование Интернетом достигло уровня зрелости и быстро становится неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Местные граждане хорошо представляют себе потенциальные возможности Интернета и рассчитывают на значительно более широкое применение онлайновых услуг, чем сегодня. Они хотели бы, чтобы государство играло в этом ведущую роль, предоставляя полезные интернет-услуги и качественную интернет-инфраструктуру по доступной цене. В крупных городах стран с развивающейся рыночной экономикой использованию Интернета и онлайновых услуг мешают отсутствие соответствующих знаний, нехватка качественных услуг и зависимость от персональных компьютеров, находящихся в общем пользовании - например, в интернет-кафе. Как ни странно, местные потребители не рассматривают мобильные устройства в качестве предпочтительного средства доступа в Интернет.
Вот наиболее примечательные результаты проведенного исследования:
«Мы провели столь масштабное исследование для того, чтобы лучше понять ключевые перемены, происходящие на развивающихся рынках, – сказал Пол Монтфорд (Paul Mountford), президент компании Cisco по работе в странах с развивающейся экономикой. – В городах из-за высокой плотности населения доступ в Интернет распространяется быстрее всего, и именно там можно наблюдать первые признаки возникновения спроса на онлайновые услуги. Наше исследование не только поможет муниципальным властям правильно расставить приоритеты в развертывании онлайновых услуг, но и даст правительствам разных стран четкое представление о том, в чем их сограждане нуждаются и чего ждут по части онлайновых услуг».
«Хотя ряд ключевых факторов, связанных с внедрением информационных и коммуникационных технологий, зависит от центральных властей, решение многих вопросов остается в компетенции муниципалитетов. Чтобы сполна использовать преимущества IP-сетей, необходимо осуществлять внедрение широкополосного доступа в Интернет как на общенациональном, так и местном уровне. Современным городам необходимо повышать свою конкурентоспособность, и добиться этого можно за счет массового внедрения технологии Web 2.0», – убежден Энрике Руэда-Сабатер (Enrique Rueda-Sabater), директор Cisco по стратегическим вопросам на развивающихся рынках.
Информационные и коммуникационные технологии уже помогли повысить конкурентоспособность и продуктивность работы многим городам и странам. С ростом конвергенции сетей возникают новые возможности. Города и страны используют их, чтобы ускорить свое развитие и опередить более развитые страны и города, причем отстающие будут откатываться все дальше назад в плане конкуренции на национальном и региональном уровне.
Потенциальные преимущества IP-сетей делятся на две основные категории: а) экономические преимущества, в том числе повышение продуктивности работы (например, за счет снижения стоимости операций, масштабируемости и внедрения быстрых и надежных информационных потоков) и поддержка инноваций (например, с помощью онлайновых инструментов совместной работы, вики и т. п.); и б) социальные преимущества, в том числе широкий доступ к образовательным и другим полезным информационным ресурсам, предоставление онлайновых государственных и медицинских услуг, расширенное участие граждан и разнообразные возможности для развлечений.