Должность IT-омбудсмена будет введена в России до конца года. Об этом заявил журналистам глава Минцифры РФ Максут Шадаев во время международного форума Kazan Digital Week. Минцифры и Минэкономразвития создадут институт IT-омбудсмена по защите прав компаний в целях выявления системных проблем в этом секторе. Об этом говорится в дорожной карте "Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий", утвержденной правительством России. Создание института IT-омбудсмена по защите прав IT-компаний предусматривает выявление системных проблем в секторе IT, а также работы по жалобам и обращениям отдельных предпринимателей.
Минцифры не пояснило, в чем будет уникальность полномочий этой новой единицы и в чем отличие от полномочий "хайтек"-омбудсмена замгендиректора компании "Иннопрактика" Натальи Поповой. С декабря 2019 г. Наталья Попова занимает должность общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров, учрежденную на базе института Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Директор по продуктам и технологиям Группы Т1 Александр Рожков отмечает, что практика назначения общественных омбудсменов – уполномоченных по защите прав в той или иной сфере существует в России уже несколько лет и доказала свою состоятельность на практике. "Создать институт IT-омбудсмена в рамках второго пакета мер по поддержке отрасли в России предложила еще в марте текущего года Ассоциация индустрии информационных и компьютерных технологий (АПКИТ). Нужно отметить, что в России уже существует аналогичная должность – общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров. Назначение на эту должность осуществляется Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в России. Должность была утверждена относительно недавно – в декабре 2019 г. Очень важно, какими полномочиями будет наделен создаваемый институт IT-омбудсмена, кому он будет подчиняться и отчитываться, насколько эффективно будет организована работа по сбору и систематизации обращений и жалоб, взаимодействие с профильными советами, комиссиями и комитетами при правительстве и президенте РФ, а также экспертными IT-сообществами – АПКИТ, РУССОФТ и др.", - рассказал Александр Рожков.
По его словам, небольшим IT-компаниям порой тяжело грамотно сформулировать обращения, и тем более "достучаться" со своими проблемами до регуляторов в этой отрасли. "На настоящий момент жалобы и обращения отдельных предпринимателей главным образом решаются в судебном порядке, при этом фактически отсутствуют инструменты накопления правоприменительной практики в IT-сфере. В формулировке цели создания института IT-омбудсмена ключевыми словами являются "системные проблемы". Представителям IT-отрасли, обозначенной в прошлом году Правительством РФ в качестве системообразующей, необходима дополнительная правовая поддержка в виде "посредника" между IT-компаниями и представителями госвласти в формате "единого окна". Хочется надеяться, что эта инициатива будет еще одним шагом для улучшения делового климата в IT-отрасли, защиты от неправомерных преследований, сокращения оттока IT-специалистов за рубеж, устранения избыточных регуляторных требований и административных барьеров в сфере высокотехнологичного бизнеса и инноваций", - говорит Александр Рожков.
Александр Рожков считает, что пока рано говорить о кандидатурах на эту должность. "Кандидат на эту должность должен быть из сферы технологического предпринимательства – другими словами, пройти и знать всю "кухню" изнутри, либо иметь опыт курирования одной из высокотехнологичных отраслей экономики. В одно время говорили, что Chief Information Officer (CIO) отличается от традиционного руководителя IT-службы тем, что он дополнительно имеет статус вице-президента, является членом Правления и соответственно имеет право голоса. С IT-омбудсменом аналогичная ситуация – он обязательно должен быть независимым (не должен быть аффилирован с какими-либо компаниями и ведомствами, не должен лоббировать чьи-либо частные интересы) и наделен правом голоса на уровне Президента РФ. Поскольку системные проблемы должны не только выявляться и систематизироваться, но и эффективно решаться, что не всегда возможно без поддержки "сверху", - заявил Александр Рожков.
Юрист фирмы "Axis Pravo" Алексей Сулин уверен, что само по себе создание дополнительных условий для защиты IT-бизнеса можно только приветствовать. Однако, по его мнению, не следует слишком многого ожидать от будущего омбудсмена, т.к. вероятно, его полномочия будут сведены к тому, чтобы подсвечивать проблемы бизнеса и обращаться с исками в судебные органы. "Омбудсмен, конечно же, будет лишен права отменять или изменять решения государственных органов. В случае давления на бизнес основным вариантом по-прежнему является обращение в судебные органы. Именно повышение качества правосудия - ключ к эффективной защите предпринимателей, поскольку только суд обладает полномочиями признавать действия государственных органов незаконными, а принятые ими акты - недействительными. Вместе с тем нельзя отрицать, что дополнительная защита IT-бизнеса в лице государственного служащего, который сможет транслировать проблемы предпринимателей и обращаться от их лица в различные инстанции, пойдет отрасли только на пользу", - отметил Алексей Сулин.
Владелец юридической компании "Катков и партнёры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает важным то, на каком уровне будет создан институт ИТ-омбудсмена. "Если он будет сформирован на уровне Администрации президента, надо ожидать, что он может стать весомой фигурой, влияющей на решения по ИТ-сектору, принимаемые в высших эшелонах власти. Здесь уместна аналогия с омбудменом по защите детей, омбудменом по вопросам предпринимателей, омбудсменом по интеллектуальной собственности. Введение этой новой фигуры будет означать, что власть всё яснее видит контуры цифровой экономики, разделяет интернет и ИТ, ведь интернет-омбудмен в нашей стране уже есть. Эту должность должен занять человек из отрасли, а вот из какой её части - вопрос. Основных вариантов два: на эту позицию может подняться глава одной из отраслевых ассоциаций либо человек непосредственно из бизнеса. Также интересным решением было бы назначение специализированного консультанта (например, узкопрофильного IT юриста или технического эксперта). А вот людей из номенклатуры сюда лучше не ставить - на этой позиции нужна "свежая кровь", - подчеркивает Павел Катков.
Анна Сапрыкина