Обзор контента онлайн-кинотеатров
Строительство и модернизация сетей широкополосного доступа на базе оптических и беспроводных технологий, а также совершенствование законодательства в области авторских прав привело к активному развитию сервисов онлайн-кинотеатров в России в последние годы. Рост конкуренции на рынке стимулирует игроков к выработке продуманной контентной политики. Целью настоящего исследования является создание структурированной картины рынка, определение основных игроков, а также анализ стратегий онлайн-кинотеатров (ОТТ‑видеосервисов) в области контента.
Несмотря на тот факт, что рынок ОТТ-видеосервисов в России еще находится на начальном этапе развития, в его структуре уже сформировались компании-лидеры.
Среди крупнейших игроков российского рынка ОТТ-видеосервисов по объему выручки можно выделить Топ-3 компаний:
По количеству контента с существенным отрывом от прочих ОТТ-видеосервисов идут онлайн‑кинотеатры ivi.ru и zoomby.ru.
В основе библиотек контента российских ОТТ-провайдеров лежат фильмы продолжительностью 90 минут.
Наиболее диверсифицирован контент в библиотеке онлайн-кинотеатра ivi.ru. По итогам 2013 года, на портале ivi.ru было представлено свыше 45 тыс. единиц видеоконтента.
На сайте данного онлайн-кинотеатра представлены видеоматериалы самой разной направленности – от бесплатных детских фильмов до платных сериалов. Сервисы zoomby.ru и tvigle.ru предоставляют контент исключительно на бесплатной основе.
Стратегии компаний при формировании библиотек контента онлайн-кинотеатров существенно различаются в зависимости от выбранной бизнес-модели.
Порталы, придерживающиеся рекламной бизнес-модели, ориентированы на максимально широкую аудиторию пользователей. Контент таких сервисов состоит из видео различной тематики, не редко дополняемых библиотеками с музыкальными клипами.
В то же время стратегии порталов, являющихся платными для пользователя, нацелены исключительно на популярные форматы видео (блокбастеры, сериалы, полнометражные мультфильмы). Основная доля контента – это фильмы, премьера которых недавно состоялась в кинотеатрах.
HD-контент
При дистрибуции контента в ОТТ-сервисах существенную роль играет HD-формат. По оценкам консультантов J’son & Partners Consulting, по состоянию на декабрь 2013 года в структуре платного ОТТ-видеосмотрения и сегмента VOD/PPV платного телевидения российского рынка доля HD-контента составляет большую часть.
В России наличие HD-пакетов является главным преимуществом для крупнейших игроков цифрового ТВ в борьбе за абонентов.
Основная выручка приходится на видеоконтент, реализуемый в формате HD. С течением времени HD становится стандартом «де факто» для определенных жанров видео.
HD-контент в библиотеках ОТТ-видеосервисов постепенно превращается из конкурентного преимущества в услугу, предоставляемую «по умолчанию».
3D-контент
Востребованность 3D-контента зрительской аудиторией определяется наличием абонентских устройств, способных воспроизводить данный тип сигнала. В первую очередь к таковым устройствам относятся современные Smart TV.
Порталы, располагающие 3D-контентом, это абсолютные лидеры рынка либо компании, ориентированные на демонстрацию фильмов с использованием Smart TV.
3D-контент не является массово доступным в силу малого проникновения устройств, способных воспроизводить данный тип видеоконтента.
Основные выводы: