Напомним, что «ПетерСтар» объявил о приобретении «КомСета» в феврале этого года. На тот момент абонентская база провайдера насчитывала 12 тыс. подписчиков на услуги коммутируемого доступа, и более 50 клиентов выделенного доступа. Аналитики оценили тогда сумму сделки в $600-900 тыс. (как стало известно позже, большая часть этой суммы была покрыта за счет долгов, накопившихся у «КомСета» за аренду телефонных ресурсов у «ПетерСтара»). При этом «ПетерСтар» не закрыл торговую марку приобретенной компании, позволив клиентам провайдера сохранить привычные тарифные планы и сервисы. Смены руководства тоже не произошло – генеральным директором «КомСета» остался Игорь Корсаков, один из бывших владельцев этой компании. Главной же целью этого приобретения декларировалось увеличение доли «ПетерСтара» на массовом рынке. На момент покупки этот оператор обслуживал около 20 тыс. клиентов, что составляло 7-8% от рынка. Соответственно после приобретения «КомСета» абонентская база «ПетерСтара» увеличилась на 50%, а доля на частном рынке – до 15%. Кроме того, компания стала владельцем нескольких зон беспроводного доступа Интернет Wi-Fi.
В дальнейшем «ПетерСтар» последовательно переводил клиентскую базу «КомСета» на свои технические мощности, часть персонала дочерней компании также была переведена. Так, практически сразу же после сделки – в конце февраля – появились предоплаченные карты «КомСета», которые обслуживались на технических возможностях «ПетерСтара». Как сообщил корреспонденту spbIT.ru директор отдела телематических услуг этой компании Петр Акульшин, на данный момент все карточные абоненты «КомСета» (их насчитывается около 14 тыс.), а также пользователи выделенного доступа, подключены к сети «ПетерСтара». Сейчас «КомСет» обслуживает несколько сотен договорных пользователей коммутируемого доступа. До начала октября они тоже будут переведены в «ПетерСтар». Клиенты, которые откажутся от этого предложения, могут вернуть не использованные авансовые платежи – для этого надо направить письменное требование в ликвидационную комиссию ЗАО "Компьютерные сети".
Одновременно в «КомСете» происходили организационные изменения. В конце лета компанию покинули два топ-менеджера – Игорь Корсаков (его пост занял Петр Акульшин), и технический директор Евгений Никельбург. Летом был закрыт офис «КомСета» на Конногвардейском бульваре, а абонентский отдел на Сенной площади был переведен в офис «ПетерСтара» на Васильевском острове. Сейчас от имени «КомСета» работает только абонентский отдел на Артиллерийской улице, но и он тоже скоро прекратит работу. Сейчас в «КомСете» из 40 человек осталось около 10, которые отвечают за бухгалтерию, абонентскую и юридические службы. Остальные либо перевелись в материнскую компанию, либо уволились (таких – около 50%).
Другие игроки рынка считают закрытие «КомСета» логичным шагом со стороны «ПетерСтара». «Ликвидация «КомСета» вполне естественное явление, имеющее, на мой взгляд, две основных причины. Во-первых, «ПетерСтар» - компания с жесткой корпоративной структурой, в то время как подавляющее большинство интернет провайдеров российского происхождения имеют более свободную, так называемую, ИТ- культуру, и «КомСет» вряд ли составлял исключение. Мирное сосуществование столь разных культур в едином управленческом поле сколь какое-нибудь длительное время, едва ли возможно. Во-вторых, еще во время объявления сделки о приобретении «КомСета» было видно, что одна из главных ценностей купленной компании – некоторый объем оптической инфраструктуры и клиентов на выделенных линиях. Очевидно, что это «наследство» «ПетерСтаром» освоено, и нужда в содержании аппарата управления отпала», - прокомментировал директор по маркетингу компании «Элтел» Алексей Саминский.
Как отметил один из опрошенных корреспондентом spbIT.ru наблюдателей рынка, закрытие «КомСета» знаменует конец эры независимых частных провайдеров. Так, в течение 2000-2002 года произошел ряд приобретений («ЛАНК Телеком» приобрел dial-up базу провайдеров «ЛинКей» и «Актор», «Вэб Плас» - «Аксон», «Комлинк» - Convey и т.д.). Кроме того, с рынка ушел ряд таких компаний, включая одного из первых провайдеров Петербурга – фирму «Дукс». Фактически последним из крупных игроков на массовом интернет-рынке, остающимся в частных руках, является компания «Петерлинк» (ее главным акционером компании является президент «Петерлинк-холдинга» Анатолий Листвинский). «Мы присутствуем при завершении процесса перехода dial-up бизнеса в руки его «законных владельцев» - телефонных компаний и окончании эпохи "романтического интернет-провайдинга", начавшейся 1992-93 гг. В ряду таких имен – «Невалинк», «Дукс», «Аксон», уже ушедших в историю. Можно сказать, что «КомСет» ушел на дно с поднятым флагом», - соглашается Алексей Саминский.
Напомним, что этому процессу способствовало несколько факторов, включая выходы крупных телефонных компаний на рынок интернет-доступа (это, например, «ПетерСтар», «Петербургская телефонная сеть», ПТС), появление в Петербурге московских IP-игроков («Зебра Телеком», «Корпорация ОСС», «Элвис Телеком»), которые также активно осваивали потенциальную нишу для интернет-провайдеров – IP-телефонию. Кроме того, в свое время петербургские держатели телефонных ресурсов для провайдеров – «ПетерСтар» и ПТС – резко повысили стоимость аренды своих ресурсов для провайдеров. Это произошло в 2001 году. Когда в этом сегменте активизировался владелец транзитной сети по городу «Петербург Транзит Телеком» (а ПТС, соответственно, фактически ушла со сцены), то он стал придерживаться сложившийся на рынке тарифной политики.