Специалисты Минкомсвязи совместно с рядом других ведомств и операторами решили, что для конверсии частот — их перевода из военного использования в гражданское — лучше всего использовать средства, отчисляемые операторами в федеральный бюджет в качестве платы за радиочастотный спектр. Об этом рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из крупных операторов, а человек, близкий к регулятору, подтвердил.
В существующей редакции закона «О связи» говорится, что плата за спектр взимается с операторов «в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот». Но в законе не прописано ни то, какая часть средств должна идти на конверсию, ни механизмы их перечисления, объясняют собеседники «Ведомостей». Чтобы снять эти вопросы, Минкомсвязи подготовило проект перечня поручений для профильных ведомств, который содержит в себе все детали, рассказывают они. Документ уже согласован с правительством и направлен на утверждение в администрацию президента, знают оба.
Сейчас 60% операторских отчислений идет на финансирование работы государственной радиочастотной службы, а остальные 40% — в доходную часть бюджета. Минкомсвязи считает, что как раз эти 40% могли бы быть потрачены на конверсию, объясняют собеседники «Ведомостей».
В сентябре 2011 г. Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) постановила провести конкурс на частоты 791-862 МГц и 2,5-2,7 ГГц для строительства сетей LTE. Конкурс состоялся в июле 2012 г., его победителями стали операторы «большой четверки» — МТС, «Вымпелком», «Мегафон» и «Ростелеком». Правда, частоты нижнего диапазона оказались в основном заняты (на них работают военные и авиационные средства связи), а верхний диапазон частично используют операторы телевещания в стандарте MMDS.
Остроту проблемы с телеоператорами ГКРЧ снизила, прекратив выдавать новые частоты для MMDS и ограничив срок работы действующих MMDS-операторов. А первую проблему должны решать сами операторы: Роскомнадзор, проводивший конкурс на частоты для LTE, заранее предупреждал его участников, что им предстоит самостоятельно финансировать конверсию спектра. Операторы этим так до сих пор, по сути, и не занялись. Учрежденный «большой четверкой» «Союз LTE» сумел договориться о досрочном высвобождении частот в некоторых городах с несколькими MMDS- и WiMax-операторами, работавшими в верхнем диапазоне, а отдельные участки нижнего диапазона операторы используют, договариваясь с военными о частичной перенастройке оборудования, чтобы избежать наложения сигнала.
Цель конверсии — не только получить построенные сети 4G, говорил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров «Ведомостям» в декабре 2013 г. Стратегически важно убрать из диапазона 791-862 МГц работающие там сейчас радиоэлектронные средства, в том числе авиационного и военного назначения, а заодно обновить их, подчеркивал он. Тогда же он высказывал мнение, что конверсию этих частот можно было бы профинансировать из средств, которые идут в счет платы операторов за радиочастотный спектр.
МТС оценивает инициативу министерства положительно, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников, но более подробно ее не комментирует. «Мегафон» надеется, что если предложенный Минкомсвязи механизм заработает, то операторы смогут влиять на темпы конверсии и выбор территории, на которой она будет проходить, говорит пресс-секретарь этой компании Юлия Дорохина. При этом важно, чтобы размер отчислений за спектр не повышался, обращает она внимание. А представитель «Ростелекома» Валерий Костарев надеется, что таким образом государству удастся ввести в коммерческий оборот большее количество частот, а значит, и увеличить налоговую базу. Представитель «Вымпелкома» воздержался от комментариев.
Представители Минкомсвязи и пресс-службы администрации президента отказались официально комментировать проект до его утверждения. Минфин пока не успел с ним ознакомиться, сказал представитель ведомства.
Елизавета Серьгина