По итогам 2014 года объем интернет-рынка России (контент и сервисы) составил 1094 млрд рублей. Объем электронных платежей — 476 млрд рублей. В сумме это 1,57 трлн, что эквивалентно 2,2% ВВП страны. Суммарный же объем интернет-зависимых рынков достиг 11,8 трлн рублей — порядка 16% ВВП России. Такие данные представила Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с Высшей школой экономики.
Важной частью исследования экономики Рунета 2014–2015 годов стала оценка влияния кризиса на дальнейшее развитие индустрии. Был проведен опрос экспертов относительно кризисных явлений в экономике, изменения настроений в индустрии. Как выяснилось, в 2014 году Рунет продолжал двигаться по так называемому «нейтральному» сценарию — при этом высокие темпы роста во многом объясняются скачками курса рубля. В 2015 году наблюдается переход на «консервативный» сценарий, а по некоторым сегментам — на «кризисный».
— Рунет почувствовал влияние «общеэкономического кризиса» уже в IV квартале 2014-го — I квартале 2015 года. При этом дно, согласно прогнозам большинства экспертов, приходится на конец 2015-го — начало 2016 года. На докризисные темпы роста индустрия выйдет не раньше конца 2017 года, — говорит директор РАЭК Сергей Плуготаренко. — Влияние кризиса на интернет-рынки в 2014 году эксперты оценивают как достаточно сильное — 7,1 по 10-балльной шкале.
Самые крупные сегменты интернет-рынка — это уже упомянутые электронные платежи (476 млрд в 2014 году; рост на 36%), а также онлайн-ритейл (475 млрд; на 29%) и онлайн-тревел (279 млрд; на 45%).
По словам аналитика РАЭК Карена Казаряна, продажа авиа- и железнодорожных билетов в основном перекочевала в интернет. За последний год рынок переориентировался на рост за счет внутренних перевозок. Кроме того, начал расти сегмент бронирования гостиниц. При этом покупка «пакетных» туров в агентствах уменьшилась.
— Если продажа туров и путевок через интернет в 2013 году была незначительной, в 2014 году почти невидна, то в 2015-м полностью умерла, — констатировал Казарян.
По словам эксперта, ведущий сегмент онлайн-ритейла — это одежда, причем прежде всего в регионах. На втором месте покупка крупной бытовой техники, а на третьем — приобретение различных гаджетов, в том числе телефонов.
Значительный рост продемонстрировал рынок цифрового контента в интернете. По оценкам экспертов, это связано с появлением нового тренда, в основном среди молодежи, — на потребление легального платного контента. Этот тренд задают как лидеры отрасли — Apple и Google, — так и набирающие популярность онлайн-кинотеатры. Рынок легального медиапотребления в 2014 году составил около 6,7 млрд рублей.
При этом самый большой рост наблюдался у продаж электронных книг — 60%, в нынешнем году ожидается 70%. По словам Казаряна, много сил для этого приложил «Литрес», эта компания активно работает с издательствами. Вместе с тем объем продаж электронных книг в России в 2014 году составил лишь 0,96 млрд рублей.
— До тех пор, пока пользователь будет искать какой-то контент в интернете и не будет находить его на легальных ресурсах, проблема пиратства будет существовать, — резюмировал Казарян.
Владимир Зыков