Это лето стало довольно любопытным с точки зрения всевозможных маркетинговых предложений, направленных на массовый рынок. Тот был настолько чувствителен к ним, что каждая яркая акция одного оператора могла кардинальным образом изменить расстановку сил. В частности, на первых местах по подключениям в летние месяцы побывали последовательно "Мобильные телесистемы" (МТС), "Би лайн" и "Мегафон". А главным сюрпризом в августе стало появление в тройке лидеров традиционного аутсайдера - компании Tele2.
Сотовые колебания
За три летних месяца сотовые операторы, по данным AC&M consulting, в общей сложности подключили около 600 тыс. абонентов (в прошлом году за тот же период было получено 370 тыс.), а общее число подписчиков в Петербурге и Ленобласти на конец августа составило 4,83 млн человек. При этом главную ставку операторы сделали на препейдные тарифные планы и не прогадали.
Больше всего летних подключений пришлось на июль, когда операторы получили в общей сложности 260 тыс. абонентов. В июне сотовым компаниям удалось их привлечь 180 тыс., хотя эта цифра могла быть и больше. Дело в том, что именно в июне операторы "подчищают" свои подключения за декабрь, который характеризуется большим притоком дешевых абонентов. Провальным на этом фоне выглядит август -- 147 тыс. подключений. "Это сезонная тенденция, повторяющаяся из года в год, -- отмечает коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон" Николай Деменчук. -- Август во всем мире традиционно считается отпускным месяцем, активность новых подключений незначительно снижается". В августе только одна компания из "большой тройки" совершила какие-то маркетинговые телодвижения -- МТС. Однако и они были сделаны в рамках общефедеральных инициатив компании.
Ценовой удар
В начале лета сразу три компании "большой тройки" сделали свои летние предложения -- и обнародовали дешевые препейдные планы. Так, МТС выступила с акцией "Лето-Джинс", которая позволяет звонить абонентам Петербурга и Ленобласти за $0,03/мин. круглосуточно. Сейчас, по оценкам аналитиков, в структуре новых подключений МТС "Джинс" занимает около 80%, из которых в июне на летнюю модификацию тарифа пришлось 50%. Именно это летнее предложение и определило успех МТС в июне, когда компания взяла 38% нового рынка, или 72,8 тыс. "чистых" (то есть с учетом оттока) новых абонентов.
Основные акции, с которыми встретил лето Северо-Западный филиал ОАО "Мегафон", -- это запуск услуги "Белые ночи" (бесплатные звонки внутри сети ночью), удвоение сроков действия карт и запуск препейдного тарифа "Extra.Лайт". Его основное отличие -- одинаковая стоимость исходящих вызовов как внутри общероссийской сети "Мегафон", так и на мобильные телефоны всех сотовых операторов Петербурга ($0,07/мин.). Недавно было объявлено, что к "Белым ночам" за лето подключилось 260 тыс. человек. Однако ударным для этого оператора стал тарифный план "Extra.Лайт", который, по некоторым оценкам, к концу лета оказался лидирующим препейдным предложением на местном рынке. В августе дилеры сотовой связи даже были вынуждены ограничить подключение к препейдным тарифам "Мегафона" в Петербурге из-за нехватки стартовых пакетов, а компания выбилась на первое место по новым подключениям.
"Би лайн" не отставал от конкурентов и в начале июня запустил свое летнее предложение -- тарифный план "Би+ Тайм. Любимое лето". Особенность нового пакета услуг -- стоимость звонков на все "любимые" номера сети "Би лайн GSM" $0,01/мин. Эта компания смогла выбиться в лидеры в июле, когда на ее долю пришлось 38% (около 100 тыс. подписчиков).
Акция за акцией
Операторы не собираются ограничиться только летними тарифами. В частности, "Би лайн" в конце июля запустил в Петербурге свое федеральное предложение "Би+ Бум". Особенность тарифа -- снижение стоимости минуты в зависимости от продолжительности разговора. Если стоимость первой минуты при звонке на местный городской или мобильный номер составляет $0,14, то цена третьей минуты и последующих равна $0,02. Кроме того "Би лайн GSM" продлил сроки проведения акции по повышению лояльности Beebonus 15% до конца лета.
В августе МТС запустила свои программы. Среди них -- акция для тарифных планов семейства "Джинс" "Бесплатные входящие в выходные дни" (чтобы подключиться к ней, абоненту надо пополнить свой баланс на общую сумму не менее $15). В середине месяца оператор начал предоставлять 50-процентные скидки на входящие или исходящие звонки при условии заключения контракта сроком на один год.
Однако самым экстравагантным оказался "Мегафон", который удивил рынок, вернув в июле предновогодний контрактный тариф "Презент.ру" (подписка на него была закрыта 31 января). "Целевая аудитория данного тарифного плана - молодежь, так как на "Презент.ru" низкая абонентская плата, а также недорогие звонки вечером и ночью. В этом году "Мегафон" несколько раз уступал лидерство по новым подключениям своим основным конкурентам, поэтому ему было необходимо активизировать маркетинговую политику", -- прокомментировала этот шаг старший консультант компании iKS-consulting Оксана Панкратова. При этом, как сообщили в пресс-службе местного "Мегафона", к концу лета количество подключений на данный тариф стало догонять "Extra.Лайт".
Осталось подключить детей
Август в условиях пониженного интереса со стороны абонентов показал сильные и слабые стороны операторов. Сенсационным можно назвать появление в тройке лидеров по новым подключениям компании Tele2, которая, взяв 14%, заняла третье место (в основном за счет акции "0,02$ на все мобильные"). Как отмечают аналитики и игроки рынка, это лето показало, что рынок еще имеет значительный потенциал роста. В частности, на своей последней пресс-конференции гендиректор ОАО "Мегафон" Сергей Солдатенков, говоря о рынке Петербурга, прогнозировал, что в ближайшее время в крупных городах России уровень проникновения сотовой связи достигнет 90-95%, а в Северной столице этот показатель составит 100%. По прогнозу "Мегафона", количество абонентов в Петербурге может сравняться с числом жителей уже в следующем году. Основной источник новых подключений -- дети и люди пожилого возраста.