SMA (Морская Администрация Швеции) является общественной организацией, в компетенцию которой входит обеспечение безопасности и проходимости морских сообщений, что предполагает пилотаж и контроль территории, работы на ледоколах, информирование о параметрах водного пространства и т.д. Для последнего SMA использует буи, маяки и другие средства. Акватория Швеции включает около 6,3 тыс. морских миль, которая курируется SMA и другими посредниками. Водное пространство используется для коммерческих и государственных перевозок, а также частными суднами.
Безопасность при проводках морских и речных судов в порты является неотъемлемой частью транспортного процесса, на деле, это одна из самых сложных процедур в навигации. Одной из составляющих обеспечения безопасности мореплавания при лоцманских проводках является мобильный комплект электронной картографии. Cлужба Морской Администрации Швеции (SMA) провела тендер на поставку специализированных ЭКС для лоцманов. После того, как «Транзас» выиграл тендер, стартовал проект по совместной разработке системы Navi-Pilot 4000 с лоцманской службой. Работа длилась около полугода. «Решение создать мобильную систему специально для лоцманов было принято не случайно. «Транзас» находится в постоянном контакте со многими специалистами морского направления, и лоцманские службы разных стран не являются исключением. Программное обеспечение компании поставляется как в виде полноценных систем «Экнис» на суда согласно требованиям конвенции Солас, так и в виде ПО с возможностью установки на ПК или ноутбук, которые удовлетворяют заявленные системные требования. Лоцманский комплект Navi-Pilot представляет собой нечто среднее, поскольку в нем ПО Navi-Pilot 4000 поставляется предустановленным на защищенный ноутбук в морском исполнении со всеми необходимыми аксессуарами и мобильным приемо-передатчиком GPS»,- прокомментировал директор по продажам бортового оборудования «Транзас» Александр Волков.
Новая система Navi-Pilot создана на основе «Экнис Navi-Sailor» производства «Транзас» и обеспечивает безопасность лоцманской проводки путем оперативного представления достоверной информации по маневрам судна в режиме реального времени. Navi-Pilot получила сертификат одобрения от Департамента морского транспорта Российского морского регистра судоходства и сертификационных обществ BSH (Германия), DNV (Норвегия). Система создавалась в тесном сотрудничестве с морскими лоцманами портов Петербурга, Выборга и Приморска. При разработке продуктов «Транзас» учитываются результаты тестирования и эксплуатирования в лоцманских службах портов Петербург, Мурманск, Кандалакша, Выборг. Ряд мобильных систем, которые используются в этих службах на сегодняшний день были созданы на базе стандартного программного обеспечения производства «Транзас» – «Экнис Navi Sailor 3000». Созданный новый продукт – специализированный лоцманский комплект нового поколения Navi Pilot 4000 будет протестирован питерскими лоцманами в ближайшее время, в зимних условиях Финского Залива.
Комплект системы Navi-Pilot состоит из бизнес-ноутбука или защищенного промышленного портативного компьютера, операционной системы Windows XP Pro, SP2, специализированной электронно-картографической системы Navi-Pilot (ПО), приемника USB GPS и интерфейса УАИС Pilot Plug. Кроме того, по словам специалистов «Транзас», среди требований SMA к внедряемой системе было сохранение габаритов ноутбука, поскольку Navi-Pilot подключается через разъем Pilot Plug к приемо-передатчику AIS. Для этого пришлось реализовать систему защиты через карту SD. На сегодняшний день новые комплекты Navi-Pilot используют 220 специалистов SMA.
Navi-Pilot может устанавливаться на бизнес-ноутбук или защищенный промышленный портативный компьютер. Основными функциями разработки являются отображение текущего местоположения и вектора движения судна, информации об опасных районах на электронной карте, данных о приливах и течениях, ведение электронного судового журнала основных событий и действий оператора, планирование поисково-спасательных операций, сопряжение системы с АИС-транспондером посредством Pilot Plug интерфейс (также возможна передача данных по Bluetooth c помощью устройства Bluetooth Power Box) и другие. Помимо стандартных функций ЭКС, систему Navi-Pilot отличает возможность выполнения ряда задач, связанных с особенностями выполнения лоцманской проводки. К специализированным возможностям ЭКС Navi-Pilot относятся: функция проигрывания маневра с возможностью расчета и отображения предполагаемого движения судна, отображение векторов скорости перемещения носа/кормы, а также рассчитываемого по ROT радиуса поворота судна при швартовке, отображение пеленга/дистанции до указанного пользователем места постановки якоря и другие. Также планируется выпуск новой версии Navi-Pilot, в которой будет реализован ряд дополнительных функций при сотрудничестве с SMA.
Причем, как отмечают в компании, специального обучения лоцманов SMA по эксплуатации системы Navi-Pilot 4000 не потребовалось, поскольку лоцманский комплект был создан на основе хорошо знакомой морякам ЭКC Navi Sailor, одним из параметров которой является понятный интерфейс и простота использования. Однако, ознакомление с системой является правилом компании. При необходимости обучение может быть организовано как в офисе компании «Транзас», так и офисе клиента или на борту.
Александр Волков оценивает потенциал возможного сотрудничества: «Другие направления деятельности «Транзас», помимо навигационного, а именно разработка тренажерных систем и береговых систем управления движением судов, а также удовлетворенность SMA реализацией проекта Navi-Pilot позволяют делать оптимистичные прогнозы на возможность дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества».
В перспективе эта система может быть использована как государственными, так и частными лоцманскими службами, занимающимися проводками судов в морских и речных портах. «Многие лоцманские службы уже выразили заинтересованность в приобретении Navi-Pilot. Продукт будет продвигаться как на российском, так и на западном рынках, т.к. требования к безопасности мореплавания являются международными. Говоря о России, внедрения высоких технологий в транспортный процесс - неотъемлемая часть всестороннего развития российского транспорта и портовой инфраструктуры»- прокомментировал менеджер по поддержке продаж департамента бортовых навигационных систем «Транзас» Александр Боярищев.
Среди последних проектов «Транзас» - проект по оснащению оборудованием танкера «Транссибирский мост». В поставку оборудования для танкера войдет интегрированная мостиковая система, объединяющая в единый комплекс электронно-картографическую систему Navi-Sailor и интегратор по работе судового оборудования Navi-Conning. Танкер также будет оснащен комплексом систем радиосвязи, внутрисудовой связи и спутникового телевидения. Судно будет оборудовано и сдано заказчику в 2008 году.
Также 26 ноября компания оснастила электронно-картографической системой Transas Navigator Государственную инспекцию маломерных судов МЧС РФ (ГИМС). Вскоре 76 инспекторов ГИМС МЧС в 8 различных субъектах РФ будут укомплектованы мобильными картографическими системами с картами водных бассейнов рек РФ. 9 ноября этого года компания «Транзас» заключила контракт на поставку радионавигационного оборудования и средств связи для плавучего нефтехранилища ОАО «Лукойл» в Каспийском море. В поставку «Транзас» для оснащения плавучего нефтехранилища «Лукойл» войдет радионавигационное оборудование, система спутникового телевидения и внутрисудовой связи, оборудование для обеспечения взлета и посадки вертолета, а так же система поддержки принятия решений при нефтеразливах CMS и программно-аппаратный комплекс для поста регулирования движением судов Nаvi-Monitor. 29 октября этого года компания «Транзас» подписала контракт с ОАО «Окская судоверфь» на оснащение серии из трех танкеров проекта 00216 типа Primemax радионавигационным оборудованием. Все суда серии будут оснащены комплектом радионавигационного оборудования, системами внутрисудовой связи и пультами судовождения. Первый танкер отправится в плавание уже в 2008 году. Более того, «Транзас» продвигает свои разработки и в образование: в начале ноября этого года объявлено о том, что интерактивные информационно-познавательные и досуговые классы «Транс-Форс» будут установлены в ряде общеобразовательных учреждений обеих столиц. Суммарная стоимость поставок по уже заключенным контрактам превышает 53 млн рублей (см. новость от 6 ноября 2007 г.).
Подробности
Российская группа компаний «Транзас» (TRANsport SAfety Systems) – производитель и поставщик береговых систем безопасности судоходства, морского и авиационного, бортового оборудования, интегрированных навигационных комплексов, морских и авиационных тренажеров, аэронавигационного обеспечения. Ядром группы компаний является основанное в 1990 году в Петербурге ЗАО «Транзас». Общий штат сотрудников предприятий, входящих в группу компаний, составляет более 1,2 тыс. человек. Дистрибьюторская сеть компании развернута в 110 странах мира. Годовой оборот группы компаний «Транзас» к 2006 году достиг $160 млн. Группа компаний предоставляет услуги по монтажу и проведению пусконаладочных работ поставляемого оборудования, а также по его гарантийному и послегарантийному обслуживанию. Заказчиками продукции «Транзас» являются судоходные и рыбопромысловые компании, владельцы маломерных судов и яхт, организации ВМФ и предприятия ОПК, администрации портов и береговые службы, учебные заведения и тренажерные центры, административные учреждения различного уровня, экологические организации, спасательные службы, нефтедобывающие компании.