Обеспечение кибербезопасности в условиях нового противостояния России и Запада стало одной из ключевых тем в ходе международной конференции, завершившейся вчера в немецком Гармиш-Партенкирхене. В "электронном Давосе", организованном Институтом проблем информационной безопасности (ИПИБ) МГУ и Совбезом РФ, участвовали более 90 высокопоставленных дипломатов, военных, представителей спецслужб, IT-структур и научных кругов из 19 стран. Представителей госструктур западных стран на форуме в отличие от предыдущих лет не было: США и большинство стран ЕС рекомендовали минимизировать контакты с российской стороной.
Между тем, по словам директора ИПИБ Владислава Шерстюка (ранее возглавлявшего ФАПСИ), целый ряд вопросов, связанных прежде всего с адаптацией международного права к конфликтам в киберпространстве, требуют срочного решения. Речь идет, например, о трактовке таких понятий, как "агрессия", "нападение" и "вооруженное нападение", применительно к информационному пространству. Или о реализации права нейтралитета в конфликтах с использованием информационно-коммуникационных технологий (если две страны осуществляют кибератаки друг против друга, задействуя инфраструктуру третьих стран). Или о приписывании кому-то факта применения силы (в киберпространстве крайне сложно доподлинно установить агрессора). Срочного внимания требует, по словам господина Шерстюка, и проблема защиты от актов компьютерной диверсии критически важной инфраструктуры (например, пунктов управления воздушным движением или газопроводов).
Тревожные нотки звучали и в выступлении представителя Международного комитета Красного Креста Лорана Жизеля. "Кибератаки против критически важной гражданской инфраструктуры могут оставить тысячи человек без воды, еды и электричества,— предупредил он.— А диверсии против атомных электростанций и дамб — технически они тоже возможны — могут привести к многотысячным жертвам".
Спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности Андрей Крутских заверил, что Москва готова работать над адаптацией международного права под информационное пространство и созданием "общепланетарных правил игры" в этой сфере. Не готовы к этому, как следует из его выступления, западные страны — и прежде всего США.
Напомним, в июне прошлого года президенты Владимир Путин и Барак Обама подписали ряд прорывных соглашений о сотрудничестве в сфере использования информационно-коммуникационных технологий — по сути, первый в истории пакт о ненападении в электронной сфере. Частью тех договоренностей было — помимо создания между Москвой и Вашингтоном горячей линии для предотвращения перерастания киберинцидентов в полномасштабный кризис — формирование рабочей группы по кибербезопасности в рамках двусторонней президентской комиссии. Ее первое заседание, состоявшееся в ноябре, по словам господина Крутских, было "потрясающе продуктивным и откровенным". Следующая встреча группы (ее сопредседателем с российской стороны является замсекретаря Совбеза РФ Сергей Буравлев) была намечена на июнь. Но из-за разногласий вокруг Украины Вашингтон за минувшие недели свернул большую часть двустороннего сотрудничества с Москвой, заморозив и деятельность президентской комиссии. Встречу группы по кибервопросам отложили на неопределенное время.
В Москве такое решение восприняли с недоумением. "Противостояние и санкции откинули нас в плане договоренностей в сфере обеспечения международной информационной безопасности на десять лет назад,— посетовал на конференции Андрей Крутских.— Как теперь разговаривать о той же защите критической инфраструктуры, если диалог Вашингтоном остановлен?" Позицию Запада (ряд стран ЕС тоже приостановили переговоры о сотрудничестве с РФ в киберсфере) спецпредставитель президента назвал "обструкционистской".
Впрочем, Санджай Гоэл из Государственного университета штата Нью-Йорк призвал россиян не драматизировать ситуацию. "Далеко не все в США считают, что стоило ограничивать сотрудничество с РФ в киберпространстве,— сообщил он.— Прежде всего это касается людей, которые непосредственно занимаются этой темой. Мы много времени потратили на разработку прошлогодних договоренностей. Украина не должна стать препятствием для их реализации". Впрочем, господин Гоэл оговорился, что не уполномочен выступать от имени каких-либо госструктур США.
Елена Черненко