Об этом вчера, 3 июня, на конференции "Ведомостей" "Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях" рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи) России Олег Иванов. По его словам, без мер поддержки со стороны государства отрасль может просесть на 2,5-3% по итогам 2020 г.
Среди предпринятых регулятором мер - годовая отсрочка исполнения требований положения закона Яровой о ежегодном увеличении емкости для хранения данных на 15%.
Кроме того, поддержка отрасли будет заключаться в упрощенном ввозе радиоэлектронных средств на территорию России, а также во временной отмене обязательной регистрации такого оборудования. Помимо этого, министерство разработало законопроект о дистанционном заключении договора услуг связи.
Предполагается также решение вопроса по упрощению доступа операторов связи в многоквартирные жилые дома, объекты муниципальной и государственной собственности.
Кроме того, Олег Иванов сообщил, что регуляторы пытаются решить вопрос по обеспечению выхода операторов связи и центров обработки данных (ЦОД) на оптовый рынок электроэнергии. По его словам, данные меры поддержаны на уровне правительства и запланированы к реализации в ближайшее время.
В целом, заместитель министра отметил, что во время пандемии коронавируса операторы связи проявили очень серьезную социальную ответственность, так как не пытались повысить тарифы, несмотря на увеличение издержек, а наоборот реализовали целый ряд программ по предоставлению бесплатных услуг, облегчению оплаты, предоставлению услуг по выходу в Сеть при отрицательном балансе и др. "Та легенда, что операторы выиграли в ходе борьбы с пандемией, - не более чем легенда, которая, если посмотреть реальные цифры, ничем не подтверждается", - сообщает Олег Иванов. Он отмечает, что полностью просел сегмент роуминга, реализация товаров в операторском ретейле сократилась на 33%. Резко возросли расходы на содержание сети. Рост трафика у некоторых операторов увеличился до 80%.
Генеральный директор ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Александр Торбахов сообщил, что нагрузка на сети операторов, действительно, увеличилась за время пандемии, но заработать на этом не удалось. По словам Александра Торбахова, операторы справились с нагрузкой, но часть доходов потеряли. Тем не менее он оценивает период пандемии позитивно, так как это позволило операторам многому научиться. Кроме того, по мнению Александра Торбахова, их клиенты также сделали шаг вперед в пользовании интернетом и связью. Для людей все больше и больше становится нормой пользование этими услугами.
Генеральный директор ПАО "МегаФон" Геворк Вермишян соглашается с оценкой своего коллеги и регулятора и выделяет четыре источника проблем для операторов: падение международного и внутрисетевого роуминга, сокращение доходов от розничной торговли, изменение курса и хеджирование валютных рисков, а также сокращение активности абонентов. Первые три пункта, по утверждению Геворка Вермишяна, имеют тактические последствия, а четвертый - стратегические. "Достаточно большой слой в масс-маркете на поминутных тарифах начинает "замолкать", а в корпоративном сегменте многое зависит от перспектив выживаемости малого и среднего бизнеса. Это достаточно серьезный стратегический вызов, который отрасль должна принять", - сообщает Геворк Вермишян.
Что касается перевода на удаленку собственных сотрудников, то, как отмечает Геворк Вермишян, "МегаФон" смог быстро адаптироваться и в считаные дни перевел на удаленную работу 15 тыс. сотрудников. По прогнозам Геворка Вермишяна, вместо ожидаемого роста рынок телекома в 2020 г. может совокупно потерять 30 млрд руб. OIBDA.
Президент МТС Алексей Корня также соглашается с мнением коллег. Он отмечает, что эффект от кризиса заметен как на снижении доходных показателей компании, так и на росте потенциальных потребностей в капитальных затратах. Например, в Москве, где МТС доминирует на рынке фиксированной связи (больше 40% рынка), зафиксировано двукратное увеличение трафика. "Это формирует дополнительные потребности в инвестициях, если мы хотим, чтобы наши сети соответствовали стандартам", - сообщает Алексей Корня.
Кроме того, как отмечает президент МТС, изоляция ускорила те тренды, которые и так формируются на рынке. "Понятно, мы ожидали, что онлайн-покупки в какой-то момент могут достигнуть значительной доли от абонентской активности, как это зафиксировано в Китае. Но мы ожидали, что это будет лет через пять. А сейчас мы понимаем, что это может произойти значительно быстрее", - считает Алексей Корня.
Член правления и первый вице-президент ПАО "Ростелеком" Владимир Кириенко также говорит о том, что фиксированная связь отметила наибольший приток трафика, так как кратно увеличилось количество домашних устройств, находящихся в сети. При этом оператор отмечает волны внедрения карантина по регионам. Владимир Кириенко сообщает также, что, поскольку фиксированный оператор обладает огромным количеством персонала, "Ростелекому" пришлось в спешном порядке решать вопрос о переводе 60 тыс. сотрудников (около 40-50%) на удаленку. По мнению первого вице-президента "Ростелекома", одним из существенных последствий кризиса является тот факт, что люди понимают, что фиксированный интернет - это первичная потребность: такая же, как свет или горячая вода. "Произошло самообразование клиентов. Если раньше люди спрашивали только про скорость интернета, то сегодня уже люди начинают уделять внимание показателям задержки, стабильности сигнала, потому что фактически дом стал рабочим местом. И сразу же возникает вопрос: если мой дом - мой офис, то кто отвечает за то, чтобы в нем было все качественно и хорошо работало? Сам сотрудник должен обеспечить себе все эти сервисы или компания, работодатель?" - размышляет Владимир Кириенко. Он отмечает также сокращение отключений. Клиенты престали так часто менять провайдеров.
"Все озвученные тенденции так или иначе влияют и на нас", - соглашается с мнениями коллег генеральный директор "Сбербанк-телекома" Руслан Гурджиян, хотя отмечает, что ничего драматического и кардинального со "Сбербанк-телекомом" за время пандемии не произошло. "Да, мы отстаем от тех планов, которые мы сами себе и наш учредитель установили из-за коронавируса, но может быть, еще до конца года успеем", - отмечает Руслан Гурджиян.
"Кризис можно озаглавить: "невозможное возможно". То, что раньше было невозможно и никто бы не решился делать, сегодня сделано и мы увидели, что так даже лучше работать", - заявляет генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. Среди таких невозможных ранее, а ныне реализованных вещей он называет возможность работать, когда все сотрудники находятся на удаленке. Сергей Эмдин полагает, что и после пандемии работать из дома станет нормой для сотрудников. Он отмечает также: вопреки страхам, что "сеть рухнет", все системы выдержали нагрузку. "В моменте мы не выиграли, но в долгосрочной перспективе отрасль, безусловно, выиграла. Все тренды, которые были обозначены в долгосрочной перспективе, случились на два-три года раньше, поэтому то, о чем мы мечтали, произойдет в ближайшее время", - считает Сергей Эмдин.
Генеральный директор "Лайфстрим" Александр Киселевич также отмечает 30-40%-ный рост трафика, однако полагает, что, несмотря на рост потенциальных потребностей в капитальных и операционных затратах, после кризиса отрасль быстро восстановится. Наибольший эффект он отмечает при партнерстве с другими компаниями, это дает возможность для компаний наиболее быстро попробовать новые продукты.
"Кризис - не только трансформатор, но и генератор изменений по диджитализации и онлайн-закупкам. В Китае, например, сегодня покупка одежды с помощью виртуальной реальности - это очень горячая тема", - отметил президент Huawei Russia CNBG Чжао Лэй.
Анна Сапрыкина