Группа компаний "ВымпелКом" совместно с Петербургским метрополитеном, а также компанией "Амбик Тэк СПб" в который раз говорят о том, что проезд в метро нужно оплачивать не карточками и не жетонами, а смартфонами с модным чипом NFC. Исходя из предыдущих релизов, система должна была заработать уже весной 2011 года.
NFC – это технология ближнего радиуса действия, которая позволяет обмениваться данными бесконтактным способом. В этом случае – деньгами пассажира метрополитена. Теперь каждый раз, когда пассажир будет проходить через турникет, устройство считает не поездки, а сразу деньги. И никто не спросит ни пароля, ни подтверждения операции.
NFC-чип устанавливается под крышкой мобильника. SIM-карте автоматически будет установлено приложение, при помощи которого можно будет приобрести любое количество поездок на транспорте прямо в меню телефона. Оплата за проезд в таком случае просто спишется со счета. Когда пассажир оказывается рядом с турникетом, то ему достаточно приложить мобильник к считывающему устройству.
Пока ни один банк не возьмет на себя обслуживание всей системы, у пассажиров будет небольшой выбор способов, как пополнять счет: через платежные терминалы или терминалы банкомата. Тогда не понятно, ради чего нужно тратиться на новое оборудование, если для пассажира не меняется ничего. Зато прямой доступ к его средствам получает еще один монстр (помимо сотового оператора, банка, интернет-провайдера, управляющей компании ЖКХ) - метрополитен.
Пока не ясно, не придется ли покупать ради новой технологии специальный телефон.
Кстати, петербургский метрополитен - едва ли не единственный в стране, запрещал проходить с оплаченной картой метро дважды в течение 10 минут. А вдруг по одной карте пойдут два пассажира? Не важно, что заплачено, купите еще одну. Москвичи не такие жадные до денег пассажиров.
Самое интересное, что о создании телефона-кошелька уже больше года трубят ведущие компании мира – Google, MasterCard, Samsung, прозрачные намеки делает Apple. торговые сети, ежедневный оборот которых н сравнить с петербургским метроплитеном, не озвучивают своих планов.
Мировой рынок бесконтактных платежей оценивается в $5 трлн в год, но никто из мировых гигантов не рискует выйти на него первым, даже имея в виду перспективу получить солидную фору.
И вот почему. Во-первых, потребители не доверяют системам обработки и защиты данных, которые предоставляют маленькие компании. Во-вторых, ни одна из компаний не располагает ресурсом, чтобы договориться с магазинами и установить в них терминалы оплаты. Считается, что убить двух зайцев под силу компании, которая в состоянии купить одну из платежных систем и одновременно в состоянии контролировать передачу данных с мобильных устройств.
В этом месте рассуждений мировые эксперты дружно выдыхают: Apple.
Что касается петербургского метрополитена, то через него, конечно, проходят огромные суммы. Само предприятие называет цифру 50 млн рублей в день, или 18 млрд рублей в год. Но эти деньги, как известно, вносятся в кассу метрополитена только наличными, а взамен пассажир получает "натуральные" поездки. При реформировании оплаты, значит, главный вопрос – не устройство, а касса, через которую будут проходить безналичные платежи. А ее ни у метрополитена, ни у "ВымпелКома", ни у "Амбик Тэка" пока нет. Главное, чтобы ее создание не возложили на кошелек самих пассажиров.
Ирина Силачёва