Как говорится в документе Минцифры, сейчас в перечень госуслуг, которые можно будет получить через банковское приложение, входят: оформление страховой, накопительной пенсии, получение соответствующих выплат и справок по ним, подача сведений о корректировке информации, касающейся индивидуального лицевого счета в ПФР, подача заявления на постановку транспортного средства на государственный учет, открытие государственного сертификата на материнский капитал, получение информации о ходе исполнительного производства, данных об ограничении на выезд, поиск работы.
Чтобы воспользоваться этой возможностью, гражданин должен зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и один раз дать согласие через госуслуги на приравнивание банковской идентификации к идентификации в системе. В документе Минцифры уточняется, что эксперимент пройдет с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2022 года.
"В случае успешного завершения эксперимента, список госуслуг, доступных через приложения банков, будет расширяться, - рассказали "РГ" в Минцифры.- По завершении эксперимента Минцифры будет проведена оценка его результатов и подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации с необходимыми предложениями, в том числе в части нормативно-правового регулирования. Данное нововведение направлено на повышение эффективности дистанционного взаимодействия органов государственной власти и физических лиц через различные коммерческие организации и улучшения клиентского опыта в ситуации масштабного распространения новой коронавирусной инфекции".
Крупнейшие банки поддержали нововведение.
"Вывод Госуслуг в каналы Сбера позволит предоставить клиентам банка удобные комплексные сервисы с использованием Госуслуг. Например, не только оплатить, но и обжаловать штраф или оформить пособие на карту банка", - сообщили в пресс-службе Сбербанка.
По прогнозам начальника управления "Госуслуги" ВТБ Святослав Агеева, на горизонте двух лет до 50% из десяти самых популярных госуслуг будет оказываться через мобильные приложения банков.
По словам председателя Национального совета финансового рынка Андрея Емелина, сама возможность создания наиболее активными банками дополнительной ценности для клиента за счёт помощи в получении госуслуг, несомненно, дает дополнительные конкурентные возможности, а расширение списка госусулг -тем более.
"Мобильным приложением банков пользуется большинство активных пользователей карт, - резюмировал руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" Егор Кривошея. - Так как безналичные платежи в последние годы получили широкое распространение (на 2021 год картами владеет 87% россиян), это может быть удобным каналом формата "единого окна" для людей. Тем не менее, важно, чтобы у всех банков была одинаковая возможность интегрировать госуслуги себе на сайт или в приложение. Если более технологически продвинутые банки получат такую возможность первее или смогут интегрировать модули госуслуг в более удобном формате, это может привести к замыканию клиентов в системе банка и повысить рыночную силу текущих лидеров рынка. Это, в свою очередь, может усложнить конкуренцию".
Анастасия Алексеевских