Минэкономразвития против экспертизы

Ми­нэко­ном­разви­тия РФ вы­дало от­ри­цатель­ное зак­лю­чение на про­ект при­каза Мин­комс­вя­зи "О вне­сении из­ме­нений в не­кото­рые при­казы Ми­нис­терс­тва свя­зи и мас­со­вых ком­му­ника­ций Рос­сий­ской Фе­дера­ции в час­ти со­вер­шенс­тво­вания про­ек­ти­рова­ния се­тей элект­рос­вя­зи и экс­пер­ти­зы про­ек­тов се­тей элект­рос­вя­зи". По оцен­кам участ­ни­ков пуб­личных кон­суль­та­ций, в слу­чае при­нятия про­ек­та ак­та и вве­дения экс­пер­ти­зы про­ект­ной до­кумен­та­ции се­тей элект­рос­вя­зи уве­личат­ся сро­ки стро­итель­ства се­тей свя­зи, внед­ре­ния но­вых тех­но­логий и ре­шений, а сто­имость воз­растет от 400 тыс. руб. до нес­коль­ких мил­ли­онов за про­ект.

В проекте приказа описан перечень документов, необходимых операторам для подачи на экспертизу, также он содержит требования к составу заключения по техническому проекту. Также предлагается дополнить пункт 10 Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 26.08.2014 №258 пунктом "заключение экспертизы проектной документации, подтверждающее ее соответствие обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Минкомсвязи России".

Авторы заключения на проект приказа отмечают, что операторы связи постоянно проводят модернизацию и развитие сетей, что влечет необходимость в среднем три раза в год достраивать или реконструировать сети связи. Для этого надо разрабатывать проектную документацию, а с принятием рассматриваемых проектов возникнет необходимость каждый раз проходить государственную экспертизу. "Таким образом, проектом акта затрагивается деятельность операторов связи по развитию и модернизации уже построенных сетей, используемых для предоставления услуг связи", - делают они вывод.

Летом 2019 г. началось обсуждение проекта Федерального закона о государственной экспертизе, под который составлен вышеупомянутый проект приказа. Проект ФЗ предполагает внесение изменений в ст.12 ФЗ "О связи" и наделяет федеральные органы исполнительной власти в области связи полномочиями по организации государственной экспертизы проектной документации на строительство и сооружение сетей электросвязи и объектов инфраструктуры связи.

Представитель пресс-службы Tele2 Дарья Колесникова сказала корреспонденту ComNews, что компания согласна с отрицательным заключением на проект приказа. "В рамках публичных консультаций мы подчеркивали, что регулирование направлено на решение проблем, которые просто не были зафиксированы участниками рынка. Инициатива означает необоснованный возврат к процедуре, от которой регулятор последовательно отказывался на протяжении нескольких лет. Таким образом, введение института экспертизы представляет собой избыточный, нелегитимный и коррупциогенный барьер. Многие наши замечания были услышаны авторами заключения и внесены в текст. В свою очередь, вторая инициатива (проект закона) несет так называемый риск риска - возможность возникновения дополнительного административного барьера", - прокомментировала она.

Пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов сказал корреспонденту ComNews, что проект приказа устанавливает избыточное регулирование, в нем не прописаны цели и процедуры предлагаемой экспертизы. "Считаем, что существующих механизмов достаточно для обеспечения целостности и безопасности работы сетей электросвязи", - добавил он.

Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" сказал, что в компании считают заключение Министерства экономического развития обоснованным. "Введение государственной экспертизы проектов сетей электросвязи является избыточным и создает дополнительные барьеры в дальнейшем развитии отрасли связи. Предлагаемые требования могут привести к существенному увеличению времени на строительство сетей и дополнительным затратам на саму экспертизу", - сказал он.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко сказал корреспонденту ComNews, что законопроект вводит дополнительный административный барьер. "Государство идет по пути "шаг вперед - два шага назад". С одной стороны, хотят ввести регуляторную гильотину, но вводят обязательное проектирование. Проект ППРФ ни юридически, ни экономически не обоснован. Обязательная экспертиза требует государственной аккредитации. Кроме того, уже есть строительная экспертиза особо опасных и технически сложных объектов. Ее экспертизе не отдадут", - прокомментировал он.

Ранее Минэкономразвития в заключении по итогам экспертизы приказа Мининформсвязи от 9 сентября 2002 г. №113 "Об утверждении "Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи" указывало на недостатки регулирования, в том числе в части длительности сроков и стоимости проведения экспертизы проектной документации сетей электросвязи. По итогам указанной экспертизы было предложено исключить требование о проведении экспертизы проектной документации сетей электросвязи из Приказа №113 в трехмесячный срок. В 2014 г. Приказ №113 был отменен приказом Минкомсвязи от 26 августа 2014 г. № 258 "Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию".

В 2017 г. приказ Мининформсвязи России от 22 июля 2003 г. №96 "Об утверждении Положения о государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" утратил силу в связи с принятием приказа Минкомсвязи России от 9 марта 2017 г. №101 "Об утверждении Требований к проектированию сетей электросвязи".

Юлия Мельникова

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование