Впрочем, весь сыр-бор разгорелся из-за разницы в подходах к цифровизации телевещания в России. А поводом к заявлению со стоны РТРС послужило истечение 29 марта срока подачи документов для участия в закрытом тендере на поставку цифровых телевизионных передатчиков для цифровизации 86 российских регионов. В соответствии с тендерной документацией предполагается закупка 11848 передатчиков. Тендер, по данным РТРС, был объявлен ООО "ТВ Технопарк" по поручению Мининформсвязи. РТРС заявила, что не имеет никакого отношения ни к объявленному тендеру, ни к изложенному в тендерной документации графику цифровизации регионов.
В связи с окончанием приема заявок для участия в закрытом тендере РТРС потребовало от Мининформсвязи публичного ответа на ряд вопросов. И, прежде всего, на основании каких правительственных решений начинается масштабная программа цифровизации телевидения в России? Кому в России уже выданы разрешения на использование частот для цифрового телевизионного вещания, в каких регионах, в каком количестве? Также РТРС недвусмысленно намекала на причастность к ООО "ТВ Технопарк" компании ООО "Антонюк-Консалтинг".
Впрочем, сделать сколько-нибудь внятное заявление ни одна из сторон оказалась не готова. Само собой разумеется, в министерстве отвечать на публично заданные вопросы отказались, ограничившись публичным обещанием подать иск о защите репутации. Более того, в Мининформсвязи сообщили о том, что не имеют представления о компании ООО "ТВ Технопарк". И порекомендовали обратиться непосредственно к замминистра Борису Антонюку. С другой стороны, зам. генерального директора ФГУП "РТРС" Святослав Буняев сказал, что не готов делать политические заявления. Однако заметил, что готов встретиться с представителями Мининформсвязи в суде. Выходит, как у Корнея Чуковского - То Татошенька Какошеньку разит, то Какошенька Татошеньку тузит...
В этой связи ведущий эксперт "Прайм Консалт" Маргарита Зобнина замечает, что уже создана основа для цифровизации телевещания страны. "В сложившихся обстоятельствах конфликт противопоказан любой из сторон и противоречит интересам отрасли в целом. Предпочтительно, чтобы стороны нашли возможность договориться и выработать единую программу внедрения нового телестандарта. В противном случае это может отразиться не только на гражданах, но и на репутации государства", - сказала Маргарита Зобнина.
Привычка жить в централизованном государстве заставляет задаться вопросом, кто в России отвечает за переход к новым стандартам телевещания. И РТРС, и Мининформсвязи запустили собственные проекты перехода на цифровое вещание. Так, "Волгателеком" при поддержке Мининформсвязи предоставило жителям Мордовии (прежде всего жителям сельской местности, которые в лучшем случае могли смотреть 2 канала) 10 каналов в стандарте DVB-T. В то же время РТРС совместно с правительством Самарской области создает сеть регионального спутникового цифрового телерадиовещания, с возможностью интерактивного доступа к сети Интернет.
Кстати после того, как 29 марта 2006 г. была потеряна связь со спутником "Экспресс АМ-11" РТРС распространил пресс-релиз, в котором говорится, что авария вскрыла очевидный факт: в России нет единой системы управления национальной сетью телерадиовещания. И это правда, более того в результате конфликта Мининформсвязи и РТРС мы рискуем получить две национальных сети распространения сигнала... Впрочем, несмотря на двойную нагрузку на налогоплательщика, это может быть на руку рядовому телезрителю.