Минкомсвязь планирует до конца года создать реестр услуг связи. На едином интернет-портале будет собрана информация об операторах и оказываемых ими услугах — телефонной связи, доступе в интернет, радио- и телевещании. Зона покрытия каждого оператора будет отображена на карте. На сайте можно будет получить информацию о доступности услуги в конкретном доме.
Как следует из документации проекта (есть в распоряжении «Известий»), на новый проект ведомство готово потратить до 116 млн рублей. Портал предполагается запустить до конца нынешнего года. Основное назначение системы — это мониторинг состояния коммуникационной инфраструктуры и услуг связи, контроль исполнения планов, в том числе устранения «цифрового неравенства».
В онлайн-реестр будут включены операторы телефонной, телеграфной, таксофонной, мобильной, спутниковой связей, эфирного, кабельного телевещания и радиовещания, а также интернет-провайдеры и поставщики онлайновых услуг. Операторы должны будут передавать в систему информацию о своей инфраструктуре с географическими координатами, данные об услугах связи, предоставляемых в разных регионах страны, и интернет-адреса (IP) своих сервисов. Согласно документации Минкомсвязи, система позволит определить регионы, где операторы связи являются монополистами или где те или иные услуги не предоставляются вовсе. Предусмотрена визуализация данных — можно будет посмотреть зоны присутствия операторов на карте.
Пользователь сможет создать учетную запись («личный кабинет») с помощью своего аккаунта на сайте госуслуг. Это позволит получить информацию о компаниях, предоставляющих нужную услугу в определенном месте, с точностью до дома. Будет возможность также уточнить состояние инфраструктуры связи по заданным координатам. Впоследствии планируется добавить информацию о тарифах всех операторов и интегрировать личные кабинеты пользователей с ИТ-системами операторов. Это даст возможность оплатить и получить услугу.
— Конкуренция на рынке связи в России очень высока. Появление ресурса, на котором будут публиковаться объективные данные о параметрах услуг, будет еще больше стимулировать конкуренцию и позволит пользователям более осознанно и объективно выбирать оператора, — отметила глава пресс-службы «Мегафона» Юлия Дорохина.
В ПАО «Вымпелком» прокомментировали, что на сайте оператора уже сейчас можно найти карты покрытия.
— Вопрос в востребованности дублирующего источника данных и источнике финансирования данной инициативы, — заявили в пресс-службе оператора.
Представители Tele2 также отметили, что на сайте этого оператора уже размещены его карты покрытия и адреса точек продаж.
— Индустрия и государство движутся в сторону ликвидации цифрового неравенства. И контроль цифровых поставщиков должен трансформироваться, — заявил директор по проектной деятельности Института развития интернета Арсений Щельцин. — Сбор отчетов, аналитика и мониторинг должны проходить через централизованную информационную систему, а не через почтовый документооборот, как сейчас.
По его мнению, оптимизация и контроль помогут повысить качество услуг связи, повлияют на доступность социальных сервисов, интернет-образования, позитивно повлияют на экономическую составляющую цифровых рынков. Система должна обеспечить гражданский контроль качества услуг, что позволит выявить недобросовестных поставщиков, считает эксперт.
Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков предположил, что максимальная цена такого проекта — не более 20 млн рублей.
— 100 млн рублей — завышенная цена. Вся нужная информация уже должна быть у Минкомсвязи, нужно просто перенести базы данных на сайт, — прокомментировал Денис Кусков. — Пять-семь лет назад, вероятно, такой сервис нашел бы свою аудиторию. Например, был пик роста платного ТВ. Но сейчас этой услугой пользуются 70% населения. Роста не будет, происходят лишь переподключения от одного оператора к другому. В подъезде всё обклеено информацией об услугах разных операторов, к вам в квартиры приходят и звонят операторы. Пользователи и так получают всю информацию об услугах, кому нужен будет этот сайт — непонятно.
Эксперт напомнил о другом проекте Минкомсвязи — «народной карте». Этот сервис дает возможность проверить качество связи сотовых операторов. По результатам исследований TelecomDaily, «народной картой» пользуется 1% населения.
В «Ростелекоме» заявили, что для реализации проекта вначале нужно внести необходимые изменения в нормативно-правовые акты.
В Минкомсвязи и Роскомнадзоре не смогли оперативно прокомментировать проект.
Василиса Белокопытова