О воздушных планах Минкомсвязи рассказал глава ведомства Николай Никифоров в ходе заседания коллегии Минтранса. «Мы сегодня прорабатываем альтернативные способы доставки услуг связи на борт самолета, в том числе с использованием наземной инфраструктуры», — заявил он. По мнению министра, связь на авиалайнеры могла бы поставлять наземная базовая станция, которая «светит вверх примерно на 100 км».
Он предлагает включить в проект наиболее оживленные авиамаршруты. «Скорее всего, это будут направления Москва — Санкт-Петербург, Москва — Сочи и некоторые другие», — отметил чиновник, добавив, что Минкомсвязи готово обсуждать эти маршруты с заинтересованными ведомствами.
Никифоров напомнил, что сейчас мобильную связь в воздухе обеспечивают несколько авиакомпаний, в основном на дальних магистральных маршрутах. Но они используют для этого спутниковую инфраструктуру, а это, по словам чиновника, достаточно дорогое удовольствие.
Первой российской авиакомпанией, которая начала предоставлять своим пассажирам услуги мобильной связи и Интернета на борту, стал «Аэрофлот». Для организации связи компания выбрала провайдера OnAir, который использует спутниковую группировку и оборудование оператора Inmarsat. Компания была создана в 2005 году поставщиком IT-услуг для авиационной отрасли SITA и авиаконцерном Airbus.
По словам участников телеком-рынка, создание связи в самолетах с использованием спутников — это затраты в несколько миллионов рублей на один борт. Между тем предложение министра использовать наземную инфраструктуру для связи на самолетах мобильные операторы тоже восприняли скептически.
Представитель «ВымпелКома» (бренд «Билайн) Анна Айбашева утверждает, что для реализации подобных проектов требуется специальное дорогостоящее оборудование. «Возникает вопрос: из какого бюджета могут быть осуществлены такие расходы?» — говорит она.
«МегаФон», который предоставляет своим абонентам услуги связи на самолетах «Аэрофлота», пока не рассматривал сценарий, озвученный Никифоровым, отметила представитель компании Юлия Дорохина.
В «Tele2 Россия» считают, что проект Минкомсвязи выглядит трудноосуществимым. «Хотя бы потому, что авиакомпании запрещают использование электронных устройств на борту и до сих пор не дали однозначного разрешения на их использование во время полета», — отметил представитель компании.
Об этом говорит и представитель одного из производителей самолетного оборудования для связи. По его словам, влияние использования мобильной связи с базовых наземных станций до конца не изучено: «Совершенно непонятно, как такая система будет вести себя с авионикой, это может угрожать безопасности полетов и нести определенные риски». Тема использования сотовой связи на борту воздушных судов является предметом споров, добавил собеседник: авиакомпании отключают это оборудование во время взлета и посадки, когда самолет находится ниже 3 тыс. км.
В «Ростелекоме» уверены, что для воплощения такой идеи на практике нужны изменения в нормативно-правовую базу. В частности, нужны требования к строительству сетей связи, использованию радиочастот, правилам использования электронных средств на борту воздушных самолетов, вопросам обеспечения безопасности полетов. Это должен быть комплексный проект, в проработке которого примут участие представители не только Минкомсвязи, но и Минтранса, органов охраны порядка и обеспечения безопасности. Сам «Ростелеком» тоже готов участвовать в проработке данной темы в регионах, где имеет мобильные активы.
Евгения Сергиенко, Сергей Колобков