На минувшей неделе Минобрнауки опубликовало для обсуждения на портале нормативных правовых актов пять проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по информационной безопасности. Ведомство предложило утвердить специалитет по специальности "Информационно-аналитические системы безопасности" (10.05.04), специалитет по специальности "Информационная безопасность автоматизированных систем" (10.05.03), специалитет по специальности "Информационная безопасность телекоммуникационных систем" (10.05.02), специалитет по специальности "Компьютерная безопасность" (10.05.01) и бакалавриат по направлению подготовки "Информационная безопасность" (10.03.01). В пресс-службе Минобрнауки не ответили на вопросы ComNews о причинах появления указанных стандартов.
Подготовку специалистов в области информационной безопасности на текущий момент осуществляют 56 специализированных кафедр в высших учебных заведениях в разных городах на всей территории России, знает заведующий кафедрой информационной безопасности СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Евгений Воробьев. "Каждая кафедра информационной безопасности имеет свои профили подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Они выпускают порядка 600 квалифицированных кадров в год. Однако потребность в таких специалистах в целом по стране ежегодно составляет 2,5 тыс.", – говорит он.
По словам Евгения Воробьева, такие специалисты востребованы, прежде всего, в государственной системе защиты информации, где действуют пять ключевых структур: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба безопасности, МВД, Минобороны и Служба внешней разведки. Ко второй группе "потребителей" относятся подразделения по защите информации, создаваемые, в соответствии с рекомендациями ФСТЭК, в любых организациях любого вида собственности, говорит завкафедрой ИБ СПбГЭТУ "ЛЭТИ". "Для малых предприятий или индивидуальных предпринимателей – это 2-3 менеджера по информационной безопасности. Если это банк или достаточно крупная компания, то численность может доходить до 20-25 человек. Штат гражданских специалистов в режимных отделах и службах безопасности в таких организациях наполняется за счет выпускников технических вузов", – рассказывает он.
Потребность в специалистах по ИБ с каждым годом растет, уверен Евгений Воробьев. "Одно из направлений, где востребованы специалисты – это защита персональных данных. Принятие Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ" от 26.07.2017 № 187-ФЗ включило в сферу обеспечения безопасности технологические процессы, в том числе компьютерные атаки и компьютерные инциденты, которые могут быть опасны с точки зрения потери престижа, нарушения экологической безопасности и т.д.", – говорит он.
Технический директор Qrator Labs Артем Гавриченков сетует на большую проблему нехватки квалифицированных кадров в отрасли информационной безопасности. В первую очередь, специалистов с опытом инженерной разработки. В России действительно наблюдается дефицит кадров в области информационной безопасности, соглашается и менеджер по связям с общественностью МТУСИ Наталья Малявина.
Российские вузы выпускают явно недостаточно необходимых рынку специалистов по ИБ, подчеркивает руководитель отдела аналитики и спецпроектов InfoWatch Андрей Арсентьев. При этом компетенции многих выпускников, что выходят на рынок труда, приходится довольно долго "шлифовать". Хороших специалистов не хватает в разных сферах информационной безопасности, продолжает Андрей Арсентьев. "Это и разработка средств защиты, и тестирование, и системная аналитика, и внедрение, и эксплуатация", – перечисляет он.
Дефицит кадров в ИБ объясняется несколькими причинами, говорит заместитель генерального директора, HR-директор "Ростелеком-Солар" Мария Сигаева. "Во-первых, на рынок сегодня выходят ребята, которые родились в период так называемой "демографической ямы", поэтому их в принципе немного. Во-вторых, из тех, кто связывает свою карьеру с ИТ, только часть идут в информационную безопасность, тогда как потребность в таких специалистах год от года только растет", – объясняет Мария Сигаева.
Ведущий аналитик отдела развития компании "Доктор Веб" Вячеслав Медведев для примера разобрал четвертый пункт специальности "Компьютерная безопасность" и пришел к выводу, что в проекте стандарта нет ничего конкретного. Он указывает на то, что вузы не готовят специалистов, знающих конкретные предметы. "Студентам начитываются во многом абстрактные знания. Высшая математика, криптография и т.д. Нет, все это нужно. Но вот, скажем, конкретным знаниям по современным продуктам, технологиям, языкам программирования – места практически не уделяется. На выходе из вуза, как и во времена СССР, получается специалист, знающий много и ничего конкретного", – обозначает проблему Вячеслав Медведев.
Проекты образовательных стандартов в ИБ-сфере вряд ли смогут помочь с решением проблемы дефицита специалистов, полагает Артем Гавриченков. "Проблема нехватки кадров должна решаться путем организации полноценного процесса довузовского образования при участии профильных высококвалифицированных преподавателей с отбором еще на стадии школы, чтобы оставалось больше времени на преподавание азов специальности, а затем – и профессиональную подготовку, – говорит специалист Qrator Labs. – При этом отбор должен производиться в школах по всей стране, и, желательно, чтобы в нем принимали участие университеты, которые будут готовить образовательные программы. В работе самих университетов должна активно участвовать индустрия, поскольку невозможно представить ситуацию, при которой академическая среда сможет автономно подготовить для рынка адекватных специалистов, полностью готовых к дальнейшей работе".
Формально после реализации образовательных проектов на рынке будет достаточно много специалистов, отвечающих требованиям стандартов, но в реальности задача по повышению минимального уровня подготовки не решится, продолжает Артем Гавриченков. "Без грамотного отбора, поиска интересующихся школьников, без таргетированного, индивидуального подхода к составлению программы потенциально талантливые люди могут оказаться "за бортом", и наоборот – те, кто пошел на обучение специальности, не сильно разбираясь в ее специфике, окажутся достаточно быстро разочарованы, и пойдут работать в другую сферу", – предупреждает он.
По мнению вице-президента по науке и образованию InfoWatch Андрея Зарубина, чаще чем сейчас, стандарты менять не стоит. "Задача вуза – дать выпускнику качественную основу, умение быстро и эффективно работать с большими объемами информации, быть способным самостоятельно изучать новые технологии, обнаруженные уязвимости и анализировать угрозы", – перечисляет он. Что касается роста количества угроз, силами только специалистов ИБ задачу не решить, уверен он. "Необходимо повышать общую культуру потребления цифровых услуг населением страны, вводить предметы по цифровой гигиене в учебные программы на всех уровнях российского образования. Иными словами, подобные дисциплины должны появиться во всех других ФГОСах наравне с физической культурой, философией и другими общеобразовательными дисциплинами", – считает он.
Новые угрозы появляются ежечасно, однако типы и виды угроз за последние 5 лет практически не изменялись, знает технический директор Qrator Labs. "За этот период можно вспомнить лишь один случай, когда появилась действительно новая дисциплина – анализ утечек данных из процессоров по боковым каналам (side-channel attacks). Поэтому в сбалансированную и аккуратно составленную академическую программу подобные обновления можно добавлять за год: этот вопрос решается легко, особенно при активном участии индустрии. При этом большинство видов угроз, такие как SQL-инъекции, межсайтовый скриптинг, существуют десятилетиями, но до сих пор выпускники по специальностям ИБ зачастую о них не знают, что свидетельствует о невысоком уровне подготовки специалистов и низкой адаптации к реальным бизнес-потребностям", – замечает он.
Стандарты – это, безусловно, важная система параметров образования, говорит Андрей Арсентьев. "Они позволят конкретизировать требования к подготовке специалистов, сформулировать содержание учебных программ. Кроме того, стандартизация поможет точнее соответствовать требованиям работодателей исходя из складывающихся моделей угроз и задач по защите информации, – перечисляет он. – Однако направлению стандартизации образовательных специальностей в сфере ИБ будет очень сложно поспевать за такой динамичной сферой, как кибербезопасность, даже если система высшего образования будет регулярно консультироваться с теми, кто находится на передовой фронта ИБ". По его словам, надо учитывать то, что ландшафт угроз меняется калейдоскопически быстро, речь уже давно идет не об одном-двух годах, а о считанных месяцах. Поэтому потребуется регулярное обновление утвержденных стандартов. Причем стандарты желательно подкрепить увеличением набора в вузы на ИБ-специальности, говорит он.
По отзывам преподавателей и студентов ведущих вузов, с которыми сотрудничает "Ростелеком-Солар", образовательные программы устаревают очень быстро. "Эта проблема существует не только в нашей стране, но и в мире – технологии развиваются однозначно быстрее, чем программы системы образования, – говорит Мария Сигаева. – Для восполнения пробелов необходимо менять сам подход к обучению в высшей школе". На глобальность проблемы нехватки кадров по ИБ указывает и Андрей Арсентьев. "Ранее организация ISACA прогнозировала, что во всём мире в 2019 г. нехватка специалистов в области ИБ составит 2 млн человек, – ссылается на статистику он.
В то же время и вузы, и бизнес, заинтересованы в выпуске специалистов, которые готовы быстро включиться в производственную деятельность, продолжает Мария Сигаева. "Именно поэтому мы со своей стороны всячески поддерживаем образовательные программы, организуя для студентов как очные стажировки в компании, так и дистанционное обучение с использованием наших наработок и методик, а также с возможностью подключаться к демостендам с нашими продуктами. И, как показывает практика, такое сотрудничество вузов с бизнесом действительно работает, позволяя давать студентам фундаментальные знания без отрыва от практики и реалий сегодняшнего дня", – говорит она.
Принятие новых образовательных стандартов не решает проблему "кадрового голода", признает завкафедрой ИБ СПбГЭТУ "ЛЭТИ". Он поясняет, что оно нацелено на улучшение подготовки кадров. "Основная идея обновления образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов – это попытка "приблизить" выпускника к требованиям заказчика", – считает он.
Напротив, проректор по учебной работе МТУСИ Евгений Титов уверен в том, что опора новых образовательных стандартов на разработанные профессиональные стандарты окажет положительное влияние на подготовку специалистов в области информационной безопасности, и будет способствовать решению проблемы дефицита кадров.
В свою очередь, МТУСИ готовит специалистов по специальности "Информационная безопасность телекоммуникационных систем" и бакалавров по направлению "Информационная безопасность". "Университет осуществляет специализированную подготовку специалистов в области ИБ, взаимодействуя в образовательной деятельности с такими компаниями, как "Лаборатория Касперского" и "Код безопасности", – рассказывает Наталья Малявина. – Студенты проходят производственную практику в компаниях, участвуют в программах стажировки, конкурсах дипломных проектов и пр. Сотрудничество такого рода помогает компаниям обеспечить кадровый резерв, а студентам получить практические навыки и первый рабочий опыт для построения успешной карьеры в этой сфере".
Анна Устинова