Работы должны быть выполнены исполнителем в срок до 15 декабря 2023 года. Интеллектуализация бортового оборудования воздушных судов местных воздушных линий, для создания научно-технического задела которой будут проводиться работы, должна повысить безопасность, автономность и снизить затраты на эксплуатацию данных судов. Достичь этого она должна путем повышения автоматизации управления, контролепригодности и отказобезопасности обеспечивающих самолетных систем и оборудования.
Как отмечается в требованиях к функциональным, техническим и качественным характеристикам работ, повышение уровня безопасности полетов при помощи адаптивных и интеллектуальных средств поддержки деятельности летчика предусматривается планом деятельности ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» по развитию науки и технологий в авиастроении на 2016–2030 годы. Также план предусматривает повышение интеллектуального уровня бортового оборудования воздушных судов и авиатранспортной системы в целом.
«Из-за сложности современной авиационной техники при определённых сочетаниях внешних факторов и отказов оборудования, возникающих в особых ситуациях, летчик подвергается сильным психоэмоциональным перегрузкам и имеет ограниченное время на принятие решения, что приводит к появлению критических ошибок при управлении воздушных судов. В максимальной степени влияние этих факторов проявляется при выполнении наиболее сложных режимов полета: взлета и посадки воздушных судов», - поясняется в требованиях.
Одним из результатов выполнения работ будет стратегия интеллектуализации воздушных гражданской авиации. Документ будет направлен на выявление ключевых возможностей, специфических теоретических и практических проблем внедрения искусственного интеллекта в авиационную отрасль с учетом сложившейся обстановки на глобальном рынке ИИ и среднесрочных прогнозов его развития. Также стратегия будет определять цели и основные задачи интеллектуализации воздушных судов в России, а также меры по использованию ИИ для национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.
Разработанная стратегия будет положена в основу разработки постоянно обновляемой дорожной карты интеллектуализации перспективных воздушных судов различных категорий и плана ее реализации вплоть до достижения готовности основных технологий ИИ к полномасштабной разработке.
Помимо стратегии, в ходе работ для демонстрации потенциальных возможностей применения ИИ в авиации на примере воздушных судов местных воздушных линий будет разработана интеллектуальная функция самолетовождения. Она будет выступать основной функциональной составляющей бортового оборудования для обеспечения эффективности и безопасности полета на всех его этапах. В рамках разработки интеллектуальной функции самолетовождения, направленной на снижение психофизиологической нагрузки на летчика и обеспечение условий безопасного применения воздушных судов, будет проведено много исследований в различных областях. Далее будет создан, проведен через исследовательские испытания и соответствующим образом доработан демонстратор интеллектуальной функции самолетовождения, интегрированный с самолетными системами и оборудованием.