По оценкам коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», общий объем задолженности частных пользователей услуг связи на 1 июля достиг 24,6 млрд рублей. Основная доля (22 млрд) приходится на операторов мобильной связи. «В целом, телекоммуникационный сектор нельзя отнести к отраслям, где проблемные долги носят критичный характер. Учитывая рост кредитных схем, а также все более активное использование Интернета и услуг по передаче данных, все большее внимание необходимо уделять вопросам управления задолженностью», – говорит Сергей Шпетер, старший вице-президент «Национальной службы взыскания».
Коллекторы составили и «портрет должника». Так, мужчины не платят за телефон примерно на треть чаще, чем прекрасная половина пользователей услуг связи. Наибольшие долги накапливают работающие граждане (в возрасте от 22 до 60 лет), тогда как дольше всех не могут расплатиться самые молодые мужчины и женщины старшего поколения.
Недоимка по Северо-Западному федеральному округу достигает 2,8 млрд рублей. Средний размер накопленного жителями Санкт-Петербурга долга перед связистами оценивается в 991 рубль (учитывая общую статистику по абонентской базе, недоимку имеет не менее миллиона горожан). Причем, в отличие от других регионов, в Северной столице коллекторам передают, как правило, «старые» долги – средний срок составляет почти два года.
Игра на минус
Ни один из работающих в Санкт-Петербурге сотовых операторов не пожелал объяснить, как может возникнуть задолженность у столь огромного числа клиентов. Ведь частные пользователи, как правило, обслуживаются исключительно на предоплатных (авансовых) тарифных планах. Так, в ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») их доля оценивается в 95 процентов, что «исключает вероятность возникновения кредитного риска», – отмечается в официальном отчете оператора. Кроме того, вступившие в силу с 1 декабря 2013 года поправки в правила оказания услуг подвижной связи обязывают операторов приостановить обслуживание авансовых абонентов при исчерпании остатка на счете.
Однако на практике этого не происходит. По мнению директора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, пользователь может уйти «в минус» из-за несвоевременного срабатывания биллинговой системы, которая позволит продолжать разговор после исчерпания средств на счете. «Таким образом, на территории России авансовый клиент может накопить долг на 100-200 рублей, но 990 – очень сложно», – говорит Денис Кусков.
Зоной риска, по его мнению, остается международный роуминг – из-за особенностей заключенных с зарубежными партнерами соглашений входящие в «большую тройку» операторы порой получают данные о предоставленных их клиентам услугах за границей с задержкой аж до месяца (!). Хотя большинство российских сотовых компаний еще три года назад заявило о переходе на так называемую «онлайн-тарификацию», в первую очередь услуг доступа в Интернет. Так, по заявлению вице-президента ОАО «МТС» Михаила Герчука, она еще в марте 2011 года была введена во всех странах и для всех абонентов компании, что защитит их от «ухода в минус». О таких же гарантиях заявил и глава «Мегафона» Сергей Солдатенко. В «Билайне» также исключают задержки в списаниях. «В связи с введением базовой тарификации для дата-роуминга на массовом рынке, роуминг перестает быть зоной риска в плане появления незапланированных расходов для наших клиентов», – отмечают в пресс-службе оператора.
На практике же заявления компаний нередко оказываются ложными. Причем расплачиваться за них приходится вообще сторонним гражданам, возможно, даже никогда не бравшим в руки телефон или не выезжавшим за границу. Например, петербуржец Михаил Сухачев получил от «Национальной службы взысканий» (!) претензию на десятки тысяч рублей, якобы перерасходованные им в роуминге по договору с ОАО «МТС».
Добросовестного гражданина, не являющегося клиентом этого оператора, коллекторы кошмарили арестом имущества, запретом на выезд за границу, испорченной кредитной историей и другими карами. Только через четыре месяца оператор вынужден был признать, что Михаил Сухачев не является абонентом. Однако в ОАО «МТС» продолжали настаивать, что вопреки заявлениям своего руководства, оператор вправе списывать плату за услуги в роуминге с месячной задержкой. Директор по маркетингу регионального филиала компании Елена Копшарь, также заявившая журналисту «Фонтанки» о невозможности «ухода в минус», не смогла объяснить ситуацию, в которой оказался, в частности, Михаил Сухачев.
Кредит недоверия
Сами «сотовики» скептически оценивают исследования «Национальной службы взысканий» и отрицают увеличение долгового портфеля. Но и собственных показателей не публикуют.
Хотя, если верить финансовому отчету ОАО «Вымпел-Коммуникации», то по состоянию на 1 апреля общий размер дебиторской задолженности его покупателей и заказчиков превысил 15,5 млрд рублей, «Мегафона» – 15, ОАО «МТС» – 13,8 млрд, рублей. В сумме – 44,4 млрд рублей. Но, учитывая высокую долю обслуживаемого чаще всего в кредит корпоративного сектора, эти данные сопоставимы с выводами коллекторского агентства (22 млрд).
Каждый оператор декларирует свою политику по предупреждению долгов. «Дебиторская задолженность по расчетам с клиентами состоит из сумм задолженности клиентов за время пользования телефонными линиями и задолженности дилеров и клиентов за реализованное им оборудование. При определенных обстоятельствах компания предоставляет абонентам время пользования телефонными линиями на условиях его обязательного обеспечения депозитами», – отмечают в «Билайне». В «Мегафоне» для предупреждения задолженности обслуживаемых по предоплатным тарифам (advance paid) абонентов создают специальные резервы, причем раздельно для пользующихся или не подключающих услугу «Кредит доверия». А вот в «МТС» ожидают увеличение дебиторской задолженности и безнадежных долгов, но в первую очередь со стороны корпоративных абонентов и связывают это с потенциальными банкротствами корпоративных партнеров. Кроме того, они не исключают увеличения недоимки из-за введения процедуры MNP, так как абонент с непогашенной дебиторской задолженностью (в том числе за услуги международного роуминга) может просто перейти к другому оператору.
Павел Нетупский