Как и ожидалось еще год назад, объем рынка мгновенных платежей «подскочил» на 19 % и достиг 772 млрд руб. Хотя с термином «мгновенные» можно поспорить – во-первых, потому что зачисление платежей проходит далеко не всегда в режиме online, а во-вторых, потому что перечисления, к примеру, по пластиковым картам в пользу провайдеров связи работают ничуть не хуже. Однако это не более чем теологические различия – по сути, все отлично понимают, о чем идет речь.
Такие показатели рынка электронных платежей были достигнуты за счет проведения 5,9 млрд транзакций. Причем их число с прошлого года особенно не увеличилось в абсолютных цифрах, возросла величина среднего платежа. Инфраструктуру рынка составляет 400 тыс. точек приема этих самых платежей, причем «электронных тумб» самообслуживания среди них не больше половины: остальное приходится на кассы в офисах «сотового ретейла». При этом гранды рынка, в прошлом безраздельно контролировавшие рынок, теряют свои позиции. Та же Qiwi, которая все еще находится на первом месте, «упала» на 6 %, хотя и занимает 43 % рынка (первое место по обороту). На втором месте располагается «Киберплат», который потерял 3 % и остановился на показателе в 20,2 % рынка России. Интересно, что наибольший рост, а совсем не падение, показали компании из графы «Остальные» – они захватили уже четверть рынка, причем некоторые показали рост своего оборота на 70 %.
По мнению Бориса Кима, председателя комитета НАУЭТ по платежным системам и банковским инструментам и совладельца Qiwi, этому есть три возможных объяснения. Во-первых, версия конспирологическая – очень возможно, что операторы сотовой связи боятся зависимости в приеме платежей от нескольких крупных игроков рынка, которые в ближайшем будущем смогут «выбивать» у них нужные условия для работы, почему и создают для небольших компаний льготные условия по проведению платежей. Второй вариант, на мой взгляд, сыроват и похож больше на оправдание – по мнению г-на Кима, это просто статистика. «Если у вас большая доля рынка, то она и будет больше всего падать», – отметил он. Ну и в-третьих, он сослался на ФЗ № 103, который запретил субагентирование, поэтому небольшие игроки были вынуждены заключить прямые договора и перейти на прямое обслуживание клиентов – формально они стали небольшими самостоятельными игроками, а у «базовых» компаний образовался отток именно из-за этого. Кроме того, в рынок платежных систем решили поиграть банки: по тому же ФЗ № 103 им было сделано послабление, и их терминалы не обязательно должны оснащаться контрольно-кассовыми машинами. Поэтому некоторые небольшие сети перешли под «чужой флаг», не желая инвестировать в ККМ для своих киосков.
В целом рынок переживает стадию консолидации – как раз после бурного роста. За прошлый год отмечалось множество сделок M&A, причем их можно разделить на две неравные группы. Первая группа – когда платежная система покупала себе банк, это сделали «Компей», «Точка оплаты» и Qiwi. Финансово-кредитное учреждение необходимо для снижения затрат на организацию основной деятельности, более простой выпуск виртуальных карт и т. д. Вторая группа – когда банки покупают альтернативных провайдеров финансовых услуг для развития своего бизнеса. В данном случае за 2010 год можно вспомнить покупку «Рапиды» со стороны «Номос-банк» и приобретение интернет-терминала Platezh Промсвязьбанком. Пока что не случилась продажа «Элекснет» и «Киберплат», но это, возможно, будет организовано в 2011 году.
Кстати, интересно посмотреть на средний чек при платеже через автоматы и кассы – в среднем по рынку он составляет 132 руб. (рост на 20 %). Есть и рекордсмены – к примеру, лидером по среднему чеку был и остается «Элекснет» – с 592 руб. платеж подскочил до 639 руб. Совсем неплохо. На втором месте Qiwi, но отрыв здесь заметен – 244 руб. по итогам 2010 года (в 2009-м он составлял 198 руб.). С минимальным отрывом на третьем месте «Евросеть» – 236 руб. (было – 172 руб.). Все это отражает рост среднего платежа аж на 20 % в среднем по рынку. В НАУЭТ это объясняют увеличением доли платежей с большим чеком – к примеру, оплата ЖКУ, авиа- и железнодорожных билетов.
За год выросла средняя комиссия – с 5,7 % она увеличилась до 8 %, и это в среднем, есть примеры 10-15 % комиссии. Особенно когда терминалы «придворных» агентов стоят, к примеру, на ж.-д. вокзалах или в аэропортах практически на безальтернативной основе.
Большинство платежных систем не контролируют комиссию по вознаграждению своих агентов. Во всяком случае формально – полагаю, если какой-то оператор связи захочет сделать нулевую комиссию, то это у него получится. Это будет стоить ему денег, но это возможно. Единственное, что возможно сделать в этой ситуации – установить «внутренний предохранитель», по словам Бориса Кима, в виде локального электронного кошелька той платежной системе, к которой автомат подключен. Либо пользователь платит небольшие суммы денег и жесткую комиссию, либо переходит к использованию электронного кошелька – к примеру, у Qiwi для этого ему надо будет потратить несколько минут на заведение кошелька и пополнить его без комиссии при сумме от 500 руб. То есть на завышенных ожиданиях своих агентов платежная система вполне может получить рост пользователей своих кошельков.