Сейчас индийская "дочка" АФК оказывает услуги в Раджастане под брендом Rainbow. Сотрудничество между операторами будет осуществляться на возмездной основе, однако оно не подразумевает участия МТС в операционной деятельности компании. Каков размер отчислений Shyam Telelink МТС за использование бренда, стороны не разглашают. Источник "Ъ", близкий к акционерам МТС, уверяет, что речь идет о символической сумме.
Совладелец агентства Direct Design Дмитрий Перышков считает, что стоимость создания бренда для Shyam Telelink с нуля составила бы от $100 тыс. до $1,5 млн. "Цена зависит от того, что понимать под созданием бренда. Если это просто разработка визуальной оболочки — это одна цена. А если речь идет о полноценной разработке бренда, то это уже совсем другие деньги",— говорит господин Перышков. По его словам, реальная стоимость бренда для Shyam Telelink могла бы составить $500-$600 тыс. Гендиректор Indeed Brand Светлана Петрова считает, что цена во многом зависит от конкретного исполнителя и называет верхнюю планку в €1 млн.
Shyam Telelink — совместное предприятие Shyam Group of India и АФК "Система". Владеет унифицированной лицензией на предоставление услуг фиксированной и мобильной связи на всей территории Индии. Компании принадлежит 100% местного интернет-провайдера Shyam Internet. Сейчас АФК "Система" принадлежит почти 74% акций Shyam Telelink, которые корпорация приобрела более чем за $45 млн.
Вероятно, в первую очередь бренд МТС появится в Индии на территории штатов Тамилнад, Чинаи и Керала. В сентябре президент Shyam Telelink Всеволод Розанов рассказывал "Ъ", что в первом квартале 2009 года оператор начнет оказывать услуги в этих штатах, население которых превышает более 100 млн человек, а проникновение сотовой связи составляет порядка 40%. Как следует из отчета АФК за первый квартал этого года, к 2012 году корпорация планирует привлечь 35 млн абонентов сотовой связи, заняв 7% индийского рынка.
По словам президента АФК "Система" Леонида Меламеда, Shyam Telelink перевыполняет план по подключениям в полтора раза — сейчас количество абонентов превысило 200 тыс. "В 2009 году мы планируем инвестировать в паниндийский проект $1 млрд, но вместе с тем понимаем, что если возникнут сложности с привлечением капитала, то мы скорректируем его развитие в сторону уменьшения регионов". По данным индийского государственного регулирующего органа Telecom Regulatory Authority of India, общая численность абонентов мобильной и фиксированной связи в Индии на конец октября составила 363,95 млн человек. Уровень проникновения услуг мобильной и фиксированной связи в стране — 31,5%.
Согласно последнему рейтингу сетевого агентства Interbrand самых дорогих российских брендов, в топ-15 бренд МТС занимает второе место, уступая лишь своему основному конкуренту "Вымпелкому" (торговая марка "Билайн"). Последний остается самой дорогой отечественной маркой за все четыре года существования рейтинга. Его стоимость за прошедший год увеличилась на 4%, до $7,43 млрд. Бренд МТС подорожал в этом году на19%, до $6,92 млрд. Не менее популярным новый бренд МТС, который появился в мае 2006 года, оказался и среди потребителей. Спустя два месяца после ребрендинга коммуникативные агентства фиксировали, что более 40% респондентов положительно отзывались о новой марке оператора.
Эксперты считают, что бренд МТС приживется и в Индии. Господин Перышков считает, что яйцо будет ассоциироваться с брахмандой, то есть яйцом, в котором Брахма (первый член индуистской божественной триады) провел год в облике золотого зародыша.
Инна Ерохина, Александр Малахов