«Русский музей при поддержке своих партнеров уже несколько лет успешно внедряет инновационные коммуникационные технологии в музейную деятельность. Применение таких технологий позволит активнее использовать деятельностные формы взаимодействия посетителей с музейной средой, предоставляя широкие возможности обогатить визуальные впечатления увлекательным материалом о художниках, произведениях, музейном комплексе, стилях и течениях национального искусства», – сказал директор Русского музея Владимир Гусев.
Напомним, что «дополненная реальность» (от англ. augmented reality, AR) – передовая технология, позволяющая дополнять восприятие реального мира виртуальными элементами. Она создается за счет использования компьютеров или мобильных телефонов. С помощью камеры мобильного телефона или веб-камеры компьютера пользователь видит окружающую действительность в реальном времени, а специальная программа, определяя известные ей объекты (по QR-кодам, общему виду или географическим координатам), выдает на экран устройства дополнительную информацию, заранее вложенную в нее по каждому из объектов.
Г-н Гусев подробно объяснил суть проекта «Русский музей. Дополненная реальность» на примере картины Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу», являющуюся, по словам директора Русского музея, «групповым портретом петербургского столичного общества». На картине изображены 233 исторических личности, включая императора Николая I, М. М. Сперанского, А. Х. Бенкендорфа, И. А. Крылова, А. С. Пушкина и самого художника Чернецова.
Картина «Парад на Царицыном лугу» стала примером для «дополненной реальности»
Благодаря QR-кодам посетители музея смогут получить на экранах своих мобильных устройств исчерпывающую информацию по каждому из присутствующих на картине персонажей, биографию художника, историю создания полотна в виде аудиороликов, фильмов, статей, ссылок и картинок.
Для работы с сервисом проекта «Русский музей. Дополненная реальность» нужна специальная программа, которую пользователь через Интернет закачивает себе на планшет или смартфон. Ссылку на скачивание можно получить на сайте Русского музея.
С одной стороны, человек получает много дополнительной информации, находясь непосредственно в музее. С другой стороны, знания могут быть доступны и за пределами музея. Пользователь сможет использовать аудиогиды, тексты, фрагменты видео – другими словами, всю информацию, которой обладает Русский музей. «Речь идет обо всей медиатеке, всей интеллектуальной базе, которая собиралась в течение нескольких поколений сотрудников музея. Это вся история российского искусства и культуры», – комментирует директор Русского музея г-н Гусев.
Данная программа работает под iOS и Android, а также существует возможность работы под Windows Phone 7.
«Если бы картина могла говорить, она бы поведала о многом, – говорит Владимир Гусев. – К сожалению, картина молчит, и только благодаря новейшим технологиям она, наконец, может заговорить».
В настоящее время завершена пилотная стадия проекта, и специалисты, вовлеченные в его воплощение, работают над второй фазой проекта, в рамках которой планируется снабдить подробными и исчерпывающими комментариями более 100 экспонатов. Третья стадия будет подразумевать дальнейшее расширение контента и поддержку качества предоставляемой информации.
Директор Русского музея Владимир Гусев
«Данная программа рассчитана на десять лет, она позволяет реализовывать масштабные культурные начинания, создавать принципиально новые экспозиции, расширяя границы музейного пространства. Так мы вносим свой вклад в распространение русского искусства, его понимание и сохранение, содействуя формированию гармоничного общества на основе глубоких национальных традиций», – отметил член совета директоров АФК «Система», президент благотворительного фонда «Система» Вячеслав Копьев и добавил, что «партнерские отношения между фондом и музеем – означает отношения взаимовыгодные».
Президент благотворительного фонда «Система» Вячеслав Копьев
Между Русским музеем и благотворительным фондом «Система» заключен 10-летний договор о сотрудничестве сроком до 2015 года. По словам г-на Копьева, «Русский музей. Дополненная реальность» является самым интересным проектом, который способен привлечь множество новых посетителей в Русский музей.
Вячеслав Копьев выразил надежду, что сотрудничество с музеем будет продолжаться, и в 2015 году будет подписан новый договор.
«В отличие от большинства других российских компаний благотворительный фонд «Система» занимается не только энергоносителями, но и продвижением последних технологий, – отметил Владимир Гусев. – Мы гордимся таким сотрудничеством и считаем, что это всего лишь первый шаг на большом пути новых свершений».
Г-н Гусев считает проект с «дополненной реальностью» революционным для музейной индустрии.
«Что нового появилось в музее с внедрением новейших технологий? – задал вопрос присутствующим директор Русского музея. – Для нашей страны это опережающий шаг, позволяющий привлечь в музей молодое прогрессивное поколение».
«Цифровые технологии сегодня меняют социокультурную среду, и в том числе привычное восприятие изобразительного искусства. Создаются новые формы взаимодействия зрителя и объектов культуры, которые связывают прошлое – великолепные шедевры, созданные русскими мастерами, – и будущее, которое сложно представить без Интернета и мобильной связи», – добавил президент «Группы МТС» Андрей Дубовсков.
По словам директора макрорегиона «МТС – Северо-Запад» Кирилла Дмитриева, «мы наблюдаем, как современные технологии объединяются с классическими ценностями. Общество становится с каждый годом все более мобильным, люди благодаря технологиям получают информацию практически в любой точки мира и в любом объеме, и важно, чтобы эта информация была направлена на внутреннее развитие каждого, кто с ней имеет дело».
Директор макрорегиона «МТС – Северо-Запад» Кирилл Дмитриев
Кроме того, г-н Дмитриев рассказал о таком тренде, как «игроизация общества». Другими словами, молодое поколение хочет играть, и это желание проявляется в виде жажды интерактива во всех сферах общественной жизни.
Владимир Гусев здесь добавил, что молодое поколение нужно учить созерцательности и классическому языку. Однако вместе с тем нужно говорить языком современного поколения, создавать притягательные для него сервисы. Также г-н Гусев сообщил, что МТС и Русский музей не в первый раз реализуют совместные проекты, в частности, им был упомянут «виртуальный филиал» Русского музея (www.virtualrm.spb.ru), программное обеспечение для которого было разработано при участии и поддержке центра инноваций МТС.
Посетители круглого стола «Музей 2.0» апробируют
«дополненную реальность» на своих мобильных устройствах
По словам директора Русского музея, прогресс в сфере информационных технологий невозможно остановить. Нужно, напротив, способствовать расширению информации, скорости ее распространения, масштабности этих процессов. Однако самое главное – это работа над повышением качества информации.
«Интернет страдает от засилья некачественной информации, – посетовал г-н Гусев. – В то же время именно ее качество – есть основной способ борьбы с невежеством, все еще доминирующим в массах. По этим причинам для нас в текущем проекте очень важна точность используемой информации. Информация должна идти из уст специалиста, а не интерпретатора. Только тогда мы можем утверждать, что она обладает всей необходимой точностью».
В рамках прошедшего 16 декабря на территории Русского музея круглого стола «Музей 2.0» прошло обсуждение проекта «Русский музей. Дополненная реальность» в контексте взаимодействия музейной отрасли с ИТ. Был рассмотрен опыт, результаты и перспективы данного взаимодействия.
Круглый стол «Музей 2.0». Участники обсуждают роль современных технологий в музейном деле
Заведующая отделом новых компьютерных технологий Русского музея Ольга Киссель рассказала об «образцовой», по ее словам, практике такого взаимодействия в применении к Русскому музею. Как поведала г-жа Киссель, научные разработки, совершенные музейными работниками, являются базисом проекта «Русский музей: виртуальный филиал» и будут использованы в проекте «Русский музей. Дополненная реальность».
Заведующая отделом развития и продвижения проекта «Русский музей: виртуальный филиал» Ольга Бабина добавила, что для успешной реализации «нужно иметь, что показывать, и знать, как показывать». По ее словам, мультимедиа изменила мир, информация стала главенствующим элементом реальности. Экспозиционная деятельность музеев была глобально изменена появлением персонального компьютера, и следующий шаг – это массовое внедрение HD в повседневную жизнь.
Взявший слово Кирилл Дмитриев сообщил, что на данный момент в России уже существуют три проекта, позволяющие объединить все музеи в единое информационное пространство благодаря технологии «дополненной реальности».
«Нужно все время идти вперед, не отставая от других музеев, например, Лондонского музея», – заявил г-н Дмитриев и добавил, что сроком реализации всех этих проектов означен 2012 год.
По словам Ольги Бабиной, дополнившей оратора, в настоящее время перед создателями проекта встала задача – «избежать оппозиции между реальным и виртуальным мирами». По словам г-жи Бабиной, с одной стороны, люди мобильны, а с другой стороны, у них часто просто нет возможности передвигаться по всему миру и посещать мировые музеи, что можно сделать виртуальным способом.
«Не бойтесь, что виртуальная информация заменит поход в музей», – сказала Ольга Бабина и добавила, что «...нет плохих технологий, а любую технологию можно использовать как во вред, так и во благо».
Также г-жа Бабина рассказала про виртуальный филиал: проведение семинаров, работу с группами студентов, про такие функции филиала, как коммуникативная, образовательная и презентационная, а также назвала предоставляемую филиалом информацию «уникальной базой для совместной исследовательской деятельности».
Руководитель digital production студии 2 Nova Interactive (бизнес-инкубатор «Ингрия») Данис Сулейманов заявил, что человек сам определяет свой интерес: время доступа к информации, ее подробность и частоту обращений к ней. Поэтому музеи будущего будут стремиться к тому, чтобы стать полностью цифровыми и интерактивными. И даже если внешне они останутся привычными нам музеями, их функции будут выполняться более эффективно. Среди таких функций г-н Сулейманов назвал просвещение, вдохновение и развлечение.
Кроме того, Данис Сулейманов назвал игру очень важным процессом для социализации, а также ввел понятие «геймификации» (funware), обозначающее внедрение игровой динамики в процессы общественной деятельности, порождающей дополнительную мотивацию. По словам докладчика, игры используются во всех сферах общественной жизни: здравоохранении, образовании, работе и жизни в целом.