Мультиплексы в интернете добрались до принятия

Спус­тя поч­ти два го­да пос­ле вне­сения в Гос­ду­му за­коноп­ро­ект о еди­ном пос­тавщи­ке те­ле­кон­тен­та для пер­во­го и вто­ро­го муль­тип­лек­сов в ин­терне­те при­нят в треть­ем чте­нии. В срав­не­нии с пер­во­началь­ным ва­ри­ан­том текст до­кумен­та пре­тер­пел серь­ез­ные из­ме­нения, удов­летво­рив­шие все сто­роны, од­на­ко, по мне­нию эк­спер­тов, риск мо­нопо­лиза­ции ос­та­ет­ся и ля­жет на а­удио­ви­зу­аль­ные сер­ви­сы.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин и его первый заместитель Сергей Боярский 23 июля 2019 г. внесли на рассмотрение парламента законопроект №759960-7 о едином поставщике каналов первого и второго мультиплексов в интернете. На статус уполномоченной организации тогда претендовали ООО "Витрина ТВ" и РТРС. Основное содержание законопроекта состояло в том, что все операторы, распространяющие контент любыми способами передачи, должны будут делать это с использованием ПО одной организации. Операторское сообщество выступало против законопроекта, в итоге он был серьезно доработан, и теперь в нем прямо не назначен единый поставщик каналов, а также нет требования использовать ПО одной организации.

По мнению директора по работе с органами государственной власти компании "Триколор" Владимира Трунова, длительные сроки рассмотрения законопроекта во многом могут быть связаны с нежеланием части отрасли прийти к пониманию, что любые попытки монополизировать рынок недопустимы. "Возможность контролировать распространение рекламы в интернете - закономерное желание, учитывая, что большая часть аудитории телеканалов переходит за просмотром контента в интернете. Более полутора лет мы старались прийти к компромиссу в этом вопросе - работали в тесном контакте с деловыми объединениями, отраслевыми ассоциациями, вырабатывали альтернативные предложения к редакции законопроекта, обеспечивающие недискриминационные условия работы всех участников отрасли. Нашу позицию мы неоднократно транслировали в правительство РФ, в Государственную Думу - отрадно, что предложения операторов в конечном итоге учтены регулятором и законодателями и нашли отражение в текущем тексте документа. Теперь основной фокус сдвигается в область разработки подзаконных актов, определяющих массу важнейших нюансов применения закона. Надеюсь, операторы, владельцы АВС будут полноправными участниками данной работы - по крайней мере об этом мы договорились на рабочем совещании в Госдуме, посвященном обсуждению поправок к законопроекту, которое проводил Александр Хинштейн (депутат от "Единой России" - прим. ComNews) на прошлой неделе", - рассказал Владимир Трунов корреспонденту ComNews.

Академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский подтвердил, что по сравнению с 2019 г., когда был внесен проект федерального закона, ситуация изменилась. "Государство не только демонстрирует интерес к установлению единых правил игры в сегменте распространения контента в сети интернет, но и создает инструменты контроля соблюдения этих правил. В этих условиях наиболее заинтересованной стороной в едином поставщике телеконтента для первого и второго мультиплексов в сети интернет, скорее всего, должно стать государство, чьи интересы и призван отражать законопроект. Конкретные выгодоприобретатели из числа операторов и телеканалов будут определены по итогам первых результатов применения новых правил. Можно предположить, что телеканалы первого и второго мультиплексов, повысив эффективность таргетинга, вправе рассчитывать на дополнительные доходы. А операторы также смогут не остаться внакладе, выбрав стратегию, адекватную изменившимся условиям. Что до рынка рекламы в сети интернет, то он продолжит расти", - прокомментировал Вячеслав Черняховский.

Владимир Трунов говорит, что закон в такой редакции учитывает интересы всех участников отрасли: операторов, вещателей, медиахолдингов. "Учтены предложения "Триколора" и операторского сообщества о возможности использования собственного программного обеспечения для трансляции телеканалов в интернете, допускается множественность уполномоченных на осуществление вещания организаций, каналы должны транслироваться в неизменном виде, не потребуется заключение лицензионного договора между вещателем и владельцем аудиовизуального сервиса не потребуется заключение лицензионного договора на распространение телеканалов. Вместе с тем "Триколор" нацелен на максимально плотное участие операторов, владельцев АВС в разработке подзаконных актов - как раз здесь уже в самое ближайшее время развернется основная работа. Именно в этих документах будут прописаны требования к ПО, которое теперь смогут использовать в том числе и операторы при трансляции телеканалов в интернете", - рассказал Владимир Трунов.

Представитель пресс-службы Медиа-Коммуникационного Союза согласен: "В нынешней редакции законопроекта в целом учтены все предложения Медиа-Коммуникационного Союза. На наш взгляд, предлагаемое регулирование выглядит максимально сбалансированным. В частности, в соответствии с нашими предложениями уточнена сфера действия законопроекта - сеть "Интернет". Также предусмотрена возможность использования ОТТ-сервисом альтернативного программного обеспечения, требования к которому утверждаются на уровне подзаконного акта. Из текста законопроекта исключен пункт о возможности вещателя вносить изменения в версию телеканала для распространения в сети "Интернет". Кроме этого, предусмотрена множественность уполномоченных организаций. Консолидированная позиция участников Союза "МКС" по регулированию распространения телеканалов первого и второго мультиплексов в ОТТ-среде стала результатом большой работы, и мы рады, что наши предложения поддержаны и учтены в тексте законопроекта ко второму чтению".

Владимир Трунов отметил, что, исходя из текста закона, "Триколору" удалось избежать рисков, связанных с попыткой монополизировать распространение рекламы в интернете. "Возможность использовать альтернативное программное обеспечение сейчас снимает этот риск - ключевой вопрос теперь в том, какие требования к этому ПО будет устанавливать регулятор. Эта работа должна вестись Роскомнадзором с привлечением в том числе операторов, владельцев аудиовизуальных сервисов, которые уже инвестировали огромные средства и колоссальное время в разработку собственных плееров и готовы приводить их в соответствие с понятными, прозрачными и реализуемыми нормами. Важно не допустить ситуации, при которой требования к ПО будут составлены таким образом, когда соответствовать им фактически будет только один-единственный программный продукт - это может свести на нет все наши текущие достигнутые результаты", - подчеркнул Владимир Трунов.

Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин считает, что многое зависит от подзаконных актов и добросовестной практики участников рынка. "Но риск монополизации остается, и, похоже, он ляжет на аудиовизуальные сервисы. На распространение рекламы в интернете это регулирование существенно влиять не будет, так как цифровой инвентарь федеральных телеканалов крайне мал в сравнении с другими медиаресурсами и сервисами", - пояснил он.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование, Web

Ключевые слова: регулирование, цифровое ТВ