Российский рынок мобильного контента могут поделить крупные компании-посредники

Рынок мультимедийного контента для мобильных телефонов представляет из себя поистине золотое дно - в некоторых странах продажи мелодий для телефонов, например, давно уже обогнали по объёмам продажи музыкальных CD. Российский рынок контента успел зарекомендовать себя в качестве доходного и перспективного. Не исключено, что в ближайшее время правила игры на нём будут диктовать крупные компании-посредники - так называемые "агрегаторы".

На сегодняшний день в России действуют около 100 контент-провайдеров, по сравнению с 2003 г. их число увеличилось более чем в три раза. По прогнозам аналитиков, в будущем году количество таких компаний может превысить 200, а к 2005 г. достигнуть 450. Объем рынка контент-услуг в российских сотовых сетях в 2003 г. составил почти $100 млн., а в 2004 г. достигнет $230–270 млн. Такие цифры приводятся в докладах исследовательских компаний iKS-Consulting и J’son & Partners.

Географическая концентрация контент-провайдеров на данный момент характерна для двух регионов: Санкт-Петербурга и Новосибирска. В ближайшее время аналитики ожидают усиления роли других центров — Москвы, Краснодара, Самары, Нижнего Новгорода. Самым популярным контентом являются мелодии для мобильников — на них приходится 70% продаж, изображения составляют около 25% продаж провайдеров, Java-приложения — 5%.

К десятке лидеров российского рынка аналитики J’son & Partners причисляют следующие компании: Nikita Interactive, Shamrock Games, Solvo International, Infon, Jippii Russia, IMC Telecom, Sibius International, B-Free, Inform-Mobil, Revcom. Число участников рынка постоянно растёт.

В то же время, несмотря на бурное развития рынка мультимедийного контента, схема взаимодействия между провайдерами, операторами и обладателями авторских прав на музыкальную и графическую продукцию довольно громоздка — для функционирования системы требуется заключение нескольких десятком договоров между всеми звеньями цепочки. Такая ситуация заставляет искать новые схемы работы на рынке контента.

Такую схему решил предложить крупный российский контент-провайдер ЗАО «РустарХолдинг», работающий под брендом Infon. Сегодня «РустарХолдинг» объявил о создании нового подразделения под торговой маркой «Агрегатор». Предназначение новой компании — стать связующим звеном между операторами и правообладателями. Иными словами, «Агрегатор» заключит все необходимые договоры с операторами связи, медиакомпаниями, издательскими домами и прочими структурами, в результате чего контент-провайдеры, избавившись от необходимости улаживать множество формальностей, будут предоставлять свои услуги абонентам мобильной связи через посредника.

Предполагается, что на конечном потребителе услуг появление связующего звена отразиться не должно. Как рассказал CNews.ru председатель совета директоров ЗАО «РустарХолдинг» Павел Колесников, на сегодня чистая прибыль контент-провайдеров составляет около 50% от стоимости оказанных услуг. Даже если «Агрегатор» будет дополнительно забирать от 3% до 7% из этой суммы, провайдеры смогут сэкономить на установке сервисной платформы (её стоимость составляет около $100 тыс.), что в конечном итоге только сократит их расходы.

Как считает консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова, схема, предложенная «Агрегатором», перспективна, ведь и оператор, и правообладатель не будет выстраивать отношения со всеми компаниями подряд. Директор службы развития продуктов и услуг ОАО «МТС» Руслан Горелов оптимистично воспринял появление «Агрегатора», в «ВымпелКоме» также поддержали идею его создания. Заместитель генерального директора «Первого музыкального издательства» Дмитрий Майко считает предложенную схему удобной для рынка мультимедийного контента. Павел Украинцев, менеджер по авторским правам S. B. A. Music Publishing Ltd., высказал мнение о том, что инициатива «Агрегатора» является интересным предложением для правообладателей, поскольку сейчас им приходится лицензировать провайдеров напрямую, а объемы лицензируемого контента постоянно растут. В то же время, г-н Колесников считает, что это предложение будет интересным для новичков рынка, а компании, которые крепко стоят на ногах, не захотят воспользоваться услугами посредника.

Представители компании «Кроссмедиа Солюшнз» (торговая марка Aeromobile) заявили в беседе с корреспондентом CNews.ru, что их компания выступает в качестве контент-агрегатора с начала лета этого года. По их словам, на платформе «Кроссмедиа Солюшнз» уже работают несколько российских контент-провайдеров.

Создатели «Агрегатора» сообщили CNews.ru, что инвестиции в новый проект составили порядка $300 тыс. В перспективе компания планирует выход за пределы России, рассчитывая стать посредником, через которого доступ на отечественный рынок мобильного контента получат иностранные компании.

Отметим, что во многих европейских странах контент-агрегаторы уже давно существуют, некоторые из них (Netsize, MBlox) уже вышли на международный уровень.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: