Конверсия должна быть разумной

Военные не против конверсии радиочастотного спектра, однако настаивают на приоритете безопасности. Управление радиоэлектронной борьбы Генштаба считает, что прежде чем освобождать частоты необходимо оценить экономическую целесообразность передачи ресурса в ведение бизнес-структур. По мнению экспертов, такая позиция военных может привести к снижению темпов технологического развития страны. Мининформсвязи настаивает на переведении в гражданское пользование порядка 50% наиболее востребованного частотного диапазона.

Участники организованного Советом Федерации "круглого стола" "О возможности конверсии радиочастотного спектра" решили обратить внимание Правительства РФ на необходимость срочного проведения конверсии радиочастотного диапазона для гражданских нужд на основе плана, разработанного Мининформсвязи. Напомним, что Мининформсвязи еще в сентябре этого года объявило три конкурса на проведение исследовательских работ по конверсии радиочастотного спектра.

Впрочем, по словам начальника Управления радиоэлектронной борьбы Генштаба Андрея Осина, военные не возражают, а даже наоборот всеми силами ратуют за проведение конверсии. Но осуществлять конверсию за свой счет военные не намерены. К тому же, силовиков смущает некоторая поспешность в передаче частот в ведение гражданских структур. "Мы сами заинтересованы в конверсии радиочастотного спектра, однако прежде стоит исследовать экономическую целесообразность внедрения новых технологий. Иначе может случиться что, мы израсходуем бюджетные средства на освобождение частотного спектра, а необходимого экономического эффекта государство не получит", - сказал Андрей Осин.

На это заместитель министра информатизации и связи Борис Антонюк заметил, что расширение спектра для операторов стандарта GSM всего на 5% (10 МГц) приносит казне дополнительно 20 млрд руб. в год в виде налогов. "Наша задача максимально перевести частоты в гражданское использование. Не менее 10% наиболее востребованного радиочастотного спектра (от 3 МГц до 30 ГГц) должно быть отдано в гражданское пользование", - отметил Борис Антонюк. В идеале же, по мнению замминистра, в гражданское использование должно перейти не менее 50% частот. По данным Мининформсвязи в диапазоне от 3 МГц до 30 ГГц в гражданском пользовании находится всего 2,14%, в совместном использовании - 71,3%, преимущественно в использовании военных - 26,56%.

Военные не согласны с упреками в препятствовании конверсии радиочастотного спектра. Начальник центра анализа ЭМС Минобороны РФ Дмитрий Фунтов отмечает, что конверсия идет давно и примером тому - широкое распространение подвижной связи стандарта GSM, которая использует совместный частотный ресурс. По мнению военных, помимо коммерческих интересов компаний существуют еще и вопросы безопасности страны. Ведь в некоторых случаях частоты из соображений безопасности просто невозможно освободить. Более того, военные еще 15 лет назад предлагали модернизировать и перевооружить армию.

Однако, как заметил Борис Антонюк, $1,2 млрд (такую сумму называло военное ведомство несколько лет назад) за конверсию частот - это слишком дорого. Депутат Госдумы Максим Коробов добавил, что сегодня средств на нужды обороны выделяется все больше, и эти средства должны тратиться в том числе на модернизацию средств связи. "Сегодня перераспределение частот в рамках программы конверсии происходит слишком медленно. Однако за внебюджетные средства "зачистка" бюджетного спектра происходит вполне оперативно", - отмечает депутат. Это, по его мнению Максима Коробова, доказывает, что "оперативная" конверсия - не миф, но реальность.

Основная же претензия операторов - все происходит слишком медленно. Так, по словам исполнительного директора Ассоциации 3G Андрея Скородумова, за то время, пока принимались решения и происходили согласования, в мире уже сменилось три поколения UMTS. "Сегодня в США внедряют технологию HSDPA, причем, без всяких планов конверсии", - отметил Андрей Скородумов. По его словам, основная нагрузка по конверсии лежит на плечах операторов. Именно они участвуют в разработке норм территориального разноса частот, которые утвердила ГКРЧ (при участии военных специалистов). Тем не менее в Минобороны говорят, что только на инвентаризацию частот потребуется $500 млн. Конечно, за такие деньги российские операторы просто не готовы проводить конверсию. "Режим гостайны позволяет военным держать в неведении в вопросе использования частот не только гражданских лиц, но и самих себя. Если мы будем проводить конверсию так, то 3G в России никогда не будет", - настаивает Андрей Скородумов.

"Конверсия "пробуксовывает" прежде всего потому, что несколько ведомств заинтересованы в бюджетном финансировании программы конверсии", - замечает партнер ComNews Research Оксана Панкратова - "Минобороны недовольно тем, что средства на конверсию частотного ресурса, которым владеют военные, идут через Мининформсвязи. Однако, все понимают, что недовольство ведомств в конце концов отражается на технологическом развитии России. Если механизмы оперативного межведомственного взаимодействия не будут найдены, то страна рискует остаться не только без мобильной связи третьего поколения, частоты на развитие которой наконец выделены, но и без цифрового телевидения, беспроводных систем широкополосного доступа WiMAX, и многого другого".

Несмотря на то, что получение лицензий и разрешений сегодня итак занимает у операторов не менее полугода, представители Управления радиоэлектронной борьбы Генштаба предложили внести изменения в закон "О связи". В соответствии с предлагаемой поправкой экспертизой частотных присвоений должны заниматься федеральные органы исполнительной власти в области обороны и правительственной связи (т.е. силовики). Сейчас этим занимается радиочастоный центр, который, по словам представителя Генштаба, просто не может знать, где и какое оборудование у силовиков расположено.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: