Отметился аналитикой. Первый день Mobile VAS Conference

Вчера, 16 ноября 2006 года, в Петербурге стартовала третья международная конференция Mobile VAS Conference («Дополнительные услуги мобильной связи»). В ней принимают участие представители российского и зарубежного рынка контент-провайдинга, операторов сотовой связи, компаний-правообладателей, аналитических и консалтинговых компаний и др. Мероприятие является двухдневным, первый день традиционно был посвящен аналитике сферы мобильного контента.

Напомним, что первая Mobile VAS Conference состоялась осенью 2004 года, по ее итогам было принято решение сделать мероприятие ежегодным. Для проведения мероприятия был выбран ноябрь как активный бизнес-месяц, когда можно говорить о результатах бизнеса отдельных компаний и рынка за год. Сегодня, несмотря на появление конференций в Москве, посвященных рынку VAS-услуг, данное мероприятие продолжает оставаться крупнейшим в России в этой области. Его организатором является петербургская консалтинговая компания ADMIN Ltd. Помимо ежегодной Mobile VAS Conference на ее счету конференция по электронной коммерции (1998-2001 гг.), международный форум «Интернет и Инвестиции» (в 2000 и 2002 гг.), First Tuesday St. Petersburg (1999-2001 гг.) и неформальные ИТ-встречи Mobile Monday St. Petersburg, организуемые с июня этого года.

Открыл Mobile VAS Conference блок докладов, посвященных сегодняшнему состоянию рынка дополнительных мобильных услуг, а также перспективам его развития. Среди тенденций рынка был отмечен спад на рынке рингтонов в 2005 – 2006 годах, в этот же период пережил расцвет и падение сегмент IVR-услуг (голосовых сервисов на базе интеллектуальной платформы). Так, в 2005 году большая часть компаний-провайдеров голосовых услуг получила возможность работать на территории всей России, а в ноябре - декабре 2005 года активность на этом рынке достигла пика. Агрессивные рекламные кампании проводили «Солво», «Мобильные Ответы», «Делфи», «Нэритон». Зимой 2006 года конкуренция достигла максимума, тогда данное направление составляло 30 % от всего рынка мобильного контента. После этого началось падение спроса, и к лету 2006 года рынок сократился почти в два раза от уровня декабря. Тем не менее, в мае этого года появилось первое IVR-телешоу на канале ТНТ «Деньги на проводе», созданного по лицензии компанией SMS Media Solutions на базе оборудования «Нева-Лайн». А уже в июне - октябре 2006 года появились еще несколько IVR-шоу, включая проекты «Киномания», «Ночные игры», «Деньги по вызову» и т.д., - их запустили телеканалы ТНТ, «РенТВ», «Рамблер ТВ» и др. Однако, по оценке управляющего директора компании i-Free Кирилла Петрова, успех подобных телешоу тоже является временным.

Также в мае этого года получила развитие схема агрегации, которая стала насаждаться операторами сотовой связи – они начали выбирать для работы со своими контент-порталами только крупные компании, которые могут обслуживать второй слой более мелких игроков. В итоге, по оценкам экспертов, наиболее «открытым» стал портал МТС, наиболее «закрытым» - «Мегафон.PRO». При этом в августе – сентябре обозначилось активное развитие и продвижение WAP-порталов МТС и «Билайн». Отметим, что в целом за последний год выросла востребованность технологии WAP среди абонентов. По оценке компании i-Free, осенью 2006 года WAP пользуются более 16 млн человек, ежедневная аудитория составляет 2,5 млн человек, а по прогнозам, уже в начале 2007 года WAP опередит стандартный доступ. По оценке председателя совета директоров компании ComNews Research Оксаны Панкратовой объем мобильного Интернета по итогам 2006 года возрастет до $380 млн, а его доля в общих доходах от VAS – до 25 %. Мобильный Интернет в целом является самым быстрорастущим сегментом VAS-услуг. Так, сегодня операторы охватили GPRS-сетями практически все регионы – в настоящее время 16 млн пользователей, из них 8,5 млн можно отнести к категории активных. При этом 87 % GPRS-пользователей пользуются услугой WAP-GPRS. Отметим, что сегодня в зоне .ru зарегистрировано порядка 50 тыс. WAP-сайтов, их число за 1,5 года увеличилось в 100 раз. Также активно развивается и EDGE.

По прогнозам выступивших вчера экспертов, активное развитие в ближайшем будущем получат такие направления, как мобильные коммьюнити, мобильный маркетинг и коммерция, а также мобильная музыка, видео и ТВ, в частности, интерактивные игры и фильмы. Также за последний год изменилась топ-десятка игроков российского рынка контента. Так, в ней появились две новые компании: впервые попала в топ и сразу на пятое место компания «НеваЛайн», на девятое место вернулась Next Media. Изменились позиции и внутри десятки: потеряли позиции «Информ-Мобил», i-Free, PlayFon, «Никита Мобайл», «Ириком» и Solvo International, поднялись в рейтинге SMS Media Solutions и «Инфон», возглавляющая сегодня топ. Напомним, что недавно свою десятку провайдеров представила компания «МегаФон Северо-Запад», здесь лидером также является «Инфон» (см. выпуск новостей от 8 ноября 2006 г.). В целом же, по оценке компании i-Free общий объем рынка в 2006 году составит порядка $400 млн. На $50 млн больше - $450 млн прогнозирует Оксана Панкратова, и, кроме того, по ее оценке к 2010 году объем рынка превысит $ 1 млрд.

Помимо оценки тенденций развития российского рынка было освещено положение и перспективы рынка дополнительных мобильных услуг на мировом уровне. Так, по словам Кирилла Петрова, сегодня в Европе к общим проблемам рынка кастомизации добавилась полная потеря лояльности абонентов после реализации подписных моделей. Правообладатели по-прежнему не готовы к продажам цифрового контента, многие сервис-провайдеры отказываются от продажи лицензионных рингтонов. Впрочем, в тоже время активно развивается направление комьюнити. А вот развитие сетей 3G идет более медленными темпами, чем ожидалось, на данный момент лидером в этом отношении является Великобритания с 10 % уровнем проникновением 3G на рынке мобильной связи.

Кроме того, прозвучали в первый день Mobile VAS Conference и доклады зарубежных аналитиков. Так, старший аналитик компании Informa Telecoms&Media Даниел Винтерботтом представил сравнительную оценку рынков Европы и Северной Америки. По его словам, сегодня рынок Северной Америки ориентирован на операторов мобильной связи и большая часть контента расположена на их порталах. Это вызывает недовольство пользователей, поскольку в этом случае не всегда учитываются их желания. В то же время в США сегодня существует передовой рынок мобильного ТВ, и в этом направлении за последний два года идет активное развитие. В Европе же мобильное ТВ сегментировано и проектов в этом направлении мало.

В свою очередь генеральный директор консалтинговой компании Net In All Филипп Борнстайн представил оценку положения дел на рынках Азии и Латинской Америки. Отметим, что сегодня лидером в мире по потреблению мобильного контента является Китай. Сегодня там работают два оператора China Mobile и Unicom Mobile, уровень проникновения сотовой связи – 33 %. А, например, в Индии уровень проникновения всего 9 %, при этом работают 11 операторов (9 в сетях GSM и 2 – CDMA). Что же касается Латинской Америки, там 60 % всего рынка сотовой связи сосредоточено в Бразилии и Мексике.

На Украине сегодня работают четыре оператора сотовой связи: «Киевстар» (44,7% рынка), UMС (42,2 %), «Астелит Лайф» (11,4 %) и «Билайн Украина» (1,5 %). Прогнозируется, что в течение двух лет проникновение сотовой связи в этой стране составит 100 %. По словам директора компании Jump Игоря Шрайбмана, рост рынка контента за последний год составил 30 % и сегодня объем продаж контента на Украине составляет $60 млн (учитываются только «Киевстар» и UMC, занимающие 54 % и 46 % рынка допуслуг соответственно). В основном рост происходил за счет появления новых абонентов и проектов, проходящих под брендом операторов. Отметим, что UMC использует схему агрегаторства, в данном направлении работает и «Киевстар». Основными трендами на местном рынке являются замедление роста услуг персонализации, медленный рост объема продаж Java-приложений, рост WAP, стабилизация IVR-услуг (они предоставляются на рынке Украины уже три года и на данный момент только небольшими телеканалами) и рост в области маркетинговых проектов. Итоговый рейтинг игроков на рынке мобильного контента выглядит следующим образом: по 26 % у «Киевстара» и UMC, 14 % приходится на небольшие компании, далее идут по нисходящей крупные контент-провайдеры, верхняя тройка которых такова: 8 % - Jump, 7 % - «Информ-Мобил», 6 % - Point Com.

Также в первый день были предложены различные модели стратегии развития для контент-провайдеров: использование всего спектра возможных услуг, работа через агрегатора, участие в различных проектах, контроль за качеством услуг и т.п. Была представлена всемирная торговая организация Mobile Entertainment Forum (MEF), которая объединяет лидеров рынка в совместных проектах с целью развития и укрепления, а также определения тенденций рынка.

Отметим, что и сами организаторы конференции применили в ее рамках на практике один из наиболее распространенных сегодня сервисов. Так, выбор лучшего доклада по каждому дню Mobile VAS Conference определятся SMS-голосованием. Правда, итоги первого дня на момент подготовки материала пока еще не были анонсированы.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Регулирование, Финансы, Web