Mobile VAS Conference. День второй, насыщенный

Второй день, пятница, 17-е ноября, прошедшей на прошлой неделе третьей международной конференции Mobile VAS Conference был более насыщен по тематике (об итогах первого spbIT.ru уже писал в предыдущем выпуске новостей). Были рассмотрены вопросы мобильного маркетинга, игр и Интернета, а также концепции сотовых операторов по развитию направления контента. Основный итог нынешнего мероприятия – вопреки прошлогоднему спаду сегодня рынок продолжает развиваться.

Конференция Mobile VAS Conference («Дополнительные услуги мобильной связи») проходила в Петербурге в течение двух дней – 16 и 17 ноября. Она состоялась в третий раз и стала уже традиционным событием осени. Ноябрь для ее проведения выбирается как активный бизнес-месяц, когда уже можно подвести итоги проходящего года. В мероприятии приняли участие представители российского и зарубежного рынка контент-провайдинга, операторов сотовой связи, компаний-правообладателей, аналитических и консалтинговых компаний и др. Отметим, что также традиционно конференция была разделена функционально. Так первый день Mobile VAS Conference был посвящен аналитике рынка мобильного контента (см. выпуск новостей от 17 ноября 2006 г.). Второй день был более насыщен по тематике, в его ходе были представлены различные направления развития рынка.

Наибольший интерес по стороны участников конференции вызвала секция, посвященная стратегиям операторов сотовой связи. Отметим, что сотовые компании впервые принимают участие в Mobile VAS Conference. Сейчас интерес к их политике на рынке стал интересным в связи с ростом востребованности WAP, появлению собственных операторских порталов, а также началом работы схемы агрегаторства. Впрочем, сами доклады представителей сотовых операторов были достаточно разносторонни. Так, от компании «Билайн» было представлено исследование по профилю сегодняшнего пользователя и востребованности допуслуг. Для этого компанией был проведен опрос 500 своих абонентов. Выяснилось, что среди тех, кто закачивает контент, 66 % составляют мужчины и 34 % - женщины, при этом около 45 % моложе 25 лет, 38 % находятся в возрасте от 25 до 34 лет и 16 % - старше 35. Наибольшей популярностью по-прежнему пользуются полифония и рингтоны (60 %), далее идут игры (41 %), картинки (32 %), реалтоны (27 %), анимация и заставки (12 %), видео (8 %), наименее востребованы книги, программы и темы (3 %). Впрочем, по словам менеджера продукта компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Натальи Потаповой, последние сервисы не были предусмотрены анкетой, а вписаны абонентами самостоятельно в графе «другое». Самым распространенным способом получения контента является WAP, в то же время практически не используются специальные терминалы.

Также свой взгляд на нынешнего пользователя имеют и «Мобильные ТелеСистемы». По оценке директора департамента по развитию продуктов и услуг компании МТС Павла Ройтберга, сегодня допуслуги востребованы в основном молодежью, а остальные продолжают пользоваться лишь голосовой связью. Поэтому сегодня основной потенциал роста VAS-рынка лежит в переходе профиля пользователя от продвинутых абонентов к массовой аудитории. Так, компанией МТС были представлены стратегии развития и продвижения контент-услуг на ближайший год. В частности, планируется сосредоточиться на работе с 15 наиболее крупными контент-провайдерами, при этом будет установлена минимальная сумма оборота компании, которая нужна, чтобы работать с МТС напрямую. Через этих 15 агрегаторов оператор будет работать с остальными провайдерами. В целом же планируется использовать так называемую «смешанную модель», сочетающую нынешнюю агрегаторскую политику и прежнюю схему индивидуальной работы с каждым провайдером. Кроме того, большое внимание будет уделено созданию брендированных сервисов. Сегодня наиболее яркими подобными кампаниями являются «Живой звук» и «Zима» (см. выпуск новостей сегодня). Также в ближайшем будущем ожидается запуск USSD-портала МТС (на данный момент у оператора есть WAP-портал). Помимо этого планируется ввести контроль качества услуг (будет введена система бонусов и штрафов для контент-провайдеров), принимать активное участие в нацеленном продвижении контентных услуг и развитии взаимоотношений с правообладателями, стимулировать развитие интерактивных продуктов и услуг, а также развивать контентную стратегию на всей территории работы оператора.

Отметим, что свой вариант продвижения контент-услуги предложил филиал МТС в макро-регионе «Поволжье Юго-Восток». Он заключается в офлайн-продвижении сервисов. Для этого разработан специальный информационный киоск, целью которого является информирование абонентов об услугах сети, контент-услугах и акциях оператора. Параллельно с этим будут использованы VAS-телевидение (экраны, на которых транслируется реклама) и специальный информационный CD. Данный пилотный проект планируется запустить к Новому году в Самаре.

А «МегаФон Северо-Запад» представил схему развития операторских порталов. Так, по словам начальника группы развития и продвижения услуг компании «МегаФон Северо-Запад» Михаила Жукова, сегодня данное направление прошло путь от WAP-сайта и SIM-меню до WAP, SIM, WEB, SMS и IVR-порталов. Наибольшей популярность сегодня продолжают пользоваться SIM-портал, который на данный момент представляет собой динамическое меню, наполняемое разнообразным контентом, и WAP-портал. Отметим, что именно на развитие WAP сейчас делается наибольшая ставка. Так, среди последних действий оператора в этом направлении можно отметить автоматические настройки абонентских терминалов, ввод URL-тарификации, что позволило начать продажу премиум-контента, предоставление «спонсированного» или же бесплатного контента с целью генерация WAP-трафика (в этом случае абонент не платит за сам контент, но оплачивает WAP), а также продвижение портала при помощи SMS-рассылок. В целом же, как отметил Михаил Жуков, эффективная стратегия развития состоит в сочетании схем On-Portal (информация, кастомизация, операторские интерфейсы, развлечения и т.п.) и Off-Portal (коммьюнити, проекты D2C, продажа ПО).

Стоит отметить, что WAP стал одной из основных тем нынешней конференции. В частности, свой взгляд на развитие технологии представил руководитель проекта WapStart Кирилл Рожковский. По данным на октябрь в Интернете существует более 70 тыс. кириллических сайтов, при этом крупных сайтов с посещаемостью больше 50 тыс. уникальных заходов в день – 20–30. При этом WAP-аудитория «сдвинута» в сторону Сибири и Урала, первая пятерка городов выглядит так: Пермь, Екатеринбург, Москва, Петербург, Новосибирск. По оценке на лето 2006 года Comnews Research, насчитывается 13 млн. пользователей WAP, по данным iKS-консалтинг тот же параметр составляет 14 млн. 70 % WAP-пользователей мужчины, 30 % - женщины. Возрастной показатель таков: 13-17 лет – 20 %, 17-23 года – 60 %, 23-30 лет – 15 %. При этом из всех пользователей только 15-20 % наравне с WAP используют «большой Интернет», остальные предпочитают останавливаться на одной технологии. Среди тенденций можно отметить развитие «серфинговой» стороны телефонов и, как следствие, привлекательности мобильного браузинга, интерес к WAP со стороны медиа-проектов и крупных брендов. Сдерживающими факторами являются высокие цены доступа со стороны операторов (от $3 до $7 за 1 Мбайт), загруженность сетей голосовым трафиком и низкая пропускная способность каналов в Интернет и т.д. В качестве решения проблем Кирилл Рожковский предложил использовать схему WAP-агрегаторства.

Еще одним моментом в теме мобильного Интернета стал мобильный поиск. Так, генеральный директор компании Jumptap Europe Майк Кент отметим, что одним из важных аспектов при использовании мобильного поиска является возможность ввода сокращений в строку поиска, это связано с маленьким размеров экранов мобильных телефонов. Также необходимо обеспечить поиск по всему контексту и предоставить абоненту полный контроль над процессом поиска. В свою очередь, компания Opera Software представила свой браузер для мобильных телефонов.

Кроме того, внимание было уделено мобильному маркетингу и тенденциям его развития. Так, руководитель PR-отдела компании «А1» Марина Акулич отметила, что с проникновением мобильной связи популярность мобильного маркетинга будет расти, что отразится и на повышении лояльности абонентов к данному направлению. Кроме того, появятся новые инструменты для реализации проектов (например, java-приложения), к тому же они уже станут не столько рекламными, сколько именно маркетинговыми. Также расширится география сервиса и появятся бренды, рекламирующиеся только с помощью мобильного маркетинга. Схожие тенденции отметила и менеджер по работе с клиентами i-Free business solutions Светлана Косточка. Так, по ее словам, если сегодня основными каналами для мобильного маркетинга являются SMS и WAP, то потенциально могут также использоваться MMS, IVR и LBS. Кроме того было отмечено, что, по прогнозам J’son & Partners, потенциальный охват мобильного маркетинга в России в 2006 году составил более 100 млн. человек (уникальных, активных пользователей сотовой связи). Объем рынка мобильного маркетинга в 2006 году составил $15 млн., в 2007 году планируется увеличение до $20 млн. Также в 2006 году реализовано более 40 федеральных проектов мобильного маркетинга. Предполагается, что в 2007 году рынок вырастет на треть за счет новых масштабных кампаний, расширения круга рекламодателей и повышения интенсивности использования мобильного маркетинга в интегрированных маркетинговых коммуникациях.

Последней темой конференции стали мобильные игры. В частности, стоит отметить проект Moboland, впервые анонсированный в прошлом году (см. выпуск новостей от 22 ноября 2005 г.). Проект представляет собой виртуальный игровой фэнтези-мир, где каждый может выбрать себе свой персонаж, его одежду, оружие и т.п. в зависимости от вложенных в игру денег.

Подводя итоги, представители и наблюдатели рынка отмечают перспективы его расширения с точки зрения как географии, так и технологических возможностей. Таким образом, можно сказать, что рынок мобильного контента преодолел кризис, который стал основным мотивом прошлогодней конференции, и продолжает свое развитие. Впрочем, по мнению генерального директора компании i-Free Кирилла Горыни, блокирующим фактором может стать отсутствие на данный момент адекватной рублевой тарификации контент-услуг.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Интеграция, Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование, ПО, Outsourcing, Кадры, Финансы, Web