Напомним, что отправной точкой конфликта стало то, что регулятор приравнял соединение фиксированного абонента с мобильным к внутризоновому, ранее такое соединение считалось местным, что делало его бесплатным. Как отметил первый заместитель генерального директора ОАО «МегаФон» Алексей Ничипоренко, оперативно заключить договоры с операторами фиксированной связи не удалось, и это отрицательно сказалось на доходах операторов. В марте 2006 года были приняты дополнения к закону «О связи», благодаря которым все входящие звонки стали бесплатными. В связи с этим, по мнению Алексея Ничипоренко, и возник вопрос о тарифе за «приземление» (звонок на номер другого оператора). 19 июня 2006 года ФСТ установила предельные цены для абонентов сетей фиксированной связи – 0,95 рубля.
Принцип СPP (Calling Party Pays) – «платит звонящий», согласно которому все местные входящие вызовы стали бесплатными, а операторы связи вынуждены были покупать друг у друга трафик, начал действовать с 1 июля этого года. Как прокомментировал г-н Ничипоренко, то, что тарифы были опубликованы всего за 10 дней до вступления их в действие, сделало практически невозможным оперативное заключение договоров. По данным компании, всего у нее должно было быть заключено 316 договоров. На данный момент этот процесс выполнен на 90 %, до конца года планируется увеличить этот показатель до 95 %. Несмотря на это, топ-менеджер признал, что даже если с каким-либо оператором договор все-таки не будет подписан, возможность межсетевых звонков все равно будет сохранена – здесь сотовый оператор отвечает перед своими абонентами.
Через несколько дней после введения СPP стало известно, что операторы «Билайн», МТС и «МегаФон» установили единую стоимость интерконнекта друг для друга: она составила 0,95 рубля, в то время как остальные операторы должны были платить принимающей стороне за приземление 1,1 рубля. Напомним, что ранее операторы платили другим компаниям $0,01 за минуту при исходящих из их сетей звонках. Сложившаяся ситуация вынудила большинство операторов пересмотреть абонентские тарифы в сторону повышения, а многих и отказаться от недорогих безлимитных предложений.
Часть из игроков рынка усмотрела в действиях «большой тройки» нарушение закона «О защите конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выразившееся в согласованных действиях, дискриминирующих конкурентов. Так, в середине июля подобное заявление поступило от «Ассоциации-800». Вскоре после этого ФАС направила ведущим операторам запрос по этому вопросу. В итоге всех событий, последовавших за этим (см. выпуск новостей от 19 октября 2006 г.), «Билайн» и МТС приняли решение удовлетворить требование ФАС и стали рассчитываться со всеми операторами по единому тарифу – 0,95 рубля. В связи с этим на заседании ФАС 19 октября этого года было принято решение о сговоре «большой тройки», однако дело в отношении МТС и «ВымпелКома» было прекращено. «МегаФон» же получил от ФАС официальное предписание с требованием устранить эти нарушения. Алексей Ничипоренко так прокомментировал вынесенное решение: «Таким образом, получилось, что «МегаФон» вступил в сговор с самим собой».
Руководство компании «МегаФон» решило, что будет оспаривать вынесенный вердикт (см. выпуск дайджеста от 30 октября 2006 г.). В компании считают, что ФАС нарушает одну из значимых основ свободного рынка телекоммуникаций, а именно отсутствие государственного вмешательства в экономическую политику операторов, чье положение на рынке услуг связи не признано существенным: вопросы взаимодействия операторов не подлежат регулированию и решаются в процессе переговоров сторон. Как было рассказано на пресс-конференции, до сих пор «МегаФон» работает с другими операторами по тем тарифам, которые установил ранее и до момента вынесения окончательно решения менять их не будет.
Однако, по сообщению компании, уже подготовлено предложение с новыми тарифами. Так как в соответствии с затратами стоимость пропуска трафика через сеть «МегаФон» составляет от 1,1 до 1,6 рубля в минуту, компания предлагает сохранить тариф с существенными операторами равным 0,95 рубля. Для остальных же базой должен стать тариф в 1,1 рубля, а в зависимости от объемов трафика будет предоставляться та или иная скидка, всего предполагается ввести 3 порога скидок. Однако их размеры и необходимый для получения той или иной скидки объем трафика пока не раскрываются.
Интересно, что компания «ВымпелКом» предложила для сотрудничающих с ней операторов подобную же систему тарифов, отправной точкой которой станет также 1,1 рубля. Руководство компании также признало тот факт, что и 1,1 рубля – недостаточная плата за услугу, однако максимальная цифра называлась несколько меньшая, чем 1,6.
Как отметил Алексей Ничипоренко, компания будет бороться против вынесенного решения до конца и, если придется, будет подавать апелляции в вышестоящие судебные органы.
В рамках пресс-конференции были подведены первые итоги введения CPP. По словам первого заместителя генерального директора ОАО «МегаФон», любое изменение в уже отлаженной системе тарификации сотовой связи – рискованный шаг, причем и для, регулятора, и для операторов. Опасения не оправдались, однако нельзя сказать, что для компании введение CPP оказалось выгодно. Как показало исследование изменений профиля входящего межоператорского трафика, перераспределений трафика между операторами (а именно это вызывало наибольшие опасения) не произошло. Единственный показатель, который изменился по сравнению с июнем этого года, - междугородный и международный трафик (его доля составила 18 % вместо 8 %, все данные указаны для всей сети «МегаФон»). Однако, по мнению Алексея Ничипоренко, это, скорее, связано с другими изменениями законодательства, а не с вводом CPP.
Не изменился и профиль исходящего межоператорского трафика. Как и раньше, около 75 % процентов составляет местный трафик на мобильные, а ожидаемого увеличения доли вызовов с мобильных на фиксированные не произошло. При этом сохранился на прежнем уровне и абонентский профиль трафика: 52 % исходящих и 48 % входящих вызовов до 1 июля против 51 % и 49 % соответственно после 1 октября. При этом ARPU (средняя выручка на одного абонента в месяц), как было отмечено, вырос у всех операторов. Алексей Ничипоренко подвел следующие итоги введения CPP: «Опасения относительно возможного «перекоса» трафика не оправдались. «МегаФон» сохранил существующий профиль трафика, что дало возможность не снизить параметры качества при межоператорских звонках как при исходящей, так и при входящей связи».