"Связьинвест" замедлится

В 2007 г. "Связьинвест" продолжит делать упор на развитие нерегулируемых услуг. В текущем году компания рассчитывает 75% дохода от нерегулируемых услуг получить от развития Интернета. Из года в год инвестиции в новые услуги и IT-технологии увеличиваются, а в фиксированную телефонию уменьшаются. Правда при этом запланированный "Связьинвестом" рост в сигменте широкополосного доступа отстает от прогнозируемых аналитиками темпов роста всего рынка в целом.

"Мы хорошо понимаем, что ключевая точка роста для наших компаний - это сектор нерегулируемых услуг. Если в 2004 г. МРК заработали в этом сегменте 12,6 млрд руб., то в 2007 г. эта цифра запланирована на уровне почти в 3 раза выше - 35 млрд руб. Кроме того, в 2007 г. только по сектору услуг передачи данных мы ожидаем 45%-ный рост", - заявил генеральный директор ОАО "Связьинвест" Александр Киселев, выступая на коллегии Мининформсвязи. В планах "Связьинвеста" на 2007 г. по предоставлению нерегулируемых услуг от общего числа Интернет занимает 75%.

На фоне развития новых услуг (и IT-технологий) традиционная телефония отступает. Так в 2004 г. в последнюю было инвестировано 30 млрд руб., в новые услуги - 6,8 млрд руб. В 2005 г. приоритерты поменялись - 17,3 млрд руб. и 10 млрд руб. соответственно. В 2006 г. после законодательных нововведений в России в фиксированное направление "Связьинвест" вложил уже 11,4 млрд руб., капитальные вложения в развитие новых услуг и IT-технологий составили 12,9 млрд руб.

Между тем, не все эксперты рынка разделяют оптимистичный взгляд на перспективы холдинга по развитию нерегулируемых услуг, в том числе широкополосного доступа. "Последние 2 года рынок ШПД удваивался. В этом году мы прогнозируем то же самое. Получается, что доля МРК в этой нише, учитывая заявленный 45% рост, сократится", - полагает аналитик "Финама" Владислав Кочетков. "Развитие широкополосного доступа в структуре МРК - это естественный процесс. У компаний "Связьинвеста" есть конкурентное преимущество - инфраструктура телефонных линий. Таким путем 2 года назад шел и альтернативный оператор "Комстар-ОТС", - продолжает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. По его мнению, у "Связьинвеста" есть 2-3 года, чтобы закрепиться в этой нише.

"В связи с этим не понятно, почему запрограммирован столь небольшой рост инвестиций", - добавляет Владислав Кочетков. Так, в 2006 г. капитальные вложения составили 40,8 млрд руб., в то время как в 2004 г. - 56,6 млрд руб. Между тем, в "Связьинвесте" объем инвестиций группы компаний в последние годы называют стабилизирующимся.

Возврат с инвестиций в "Связьинвесте" в 2006 г. составил 9,5%, такой же показатель планируется на 2007 г. Для сравнения в 2005 г. в МТС он составлял 25,4%, в "ВымпелКоме" - 18,7%. "Причины такой разницы очевидны: 67% наших доходов формируются по ценам и тарифам, которые устанавливает государство. Кроме того, постоянно возрастает доля инвестиций, которую операторы "Связьинвеста" вкладывают в низкорентабельные государственные программы. Доля инвестиций в эти программы растет из года в год и в 2007 г. составит 46%", - говорит Александр Киселев. Значителен объем инвестиций и в универсальную услугу: в 2007 г. планируется вложить около 8 млрд руб., добавляет глава "Связьинвеста".

По планам "Связьинвеста", в 2007 г. общая выручка увеличится на 9% до 231,9 млрд руб. по сравнению с 2006 г. (увеличение по сравнению с 2005 г. - на 10%, до 213,2 млрд руб.). Однако в сравнении с предыдущими годами видно, что динамика и выручки и расходов сокращаются. В частности, в 2006 г. расходы по обычным видам деятельности выросли на 14%, в текущем году прогнозируется рост не больше 10%. "Эти показатели схожи с нашими прогнозами. Агрессивный рост "Связьинвеста" не возможен из-за конкуренции мобильных и фиксированных операторов", - говорит Константин Белов из "Уралсиба". О конкуренции говорит и глава "Связьинвеста". "В 2006 г. расходы компании росли быстрее, чем доходы, несмотря на то, что "Связьинвест" на 10% сократил штат. Если за 2 следующих года компания не найдет пути сокращения расходов (не за счет сокращение числа сотрудников), то ее финансовое положение ухудшится", - прогнозирует ассоциированный партнер J'Son&Partners Борис Овчинников.

Татьяна Золотова

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы