Управление девайсами, геоданные ДЗЗ и не только. «Ростелеком» обрастает новыми корпоративными сервисами на стыке телекома, ИТ и OTT

5 апреля 2016 года петербургский «Ростелеком» провел для государственных структур и крупных коммерческих компаний бизнес-семинар под лозунгом «Больше возможностей для решения поставленных задач». На мероприятии эксперты федерального оператора связи рассказали слушателям как об уже набравших популярность облачных сервисах (Виртуальный ЦОД», «Аудиоконференция»), так и об относительно новых услугах: «Управление мобильными устройствами», «Управляемые услуги связи», «Единое информационное пространство геоданных». По окончании семинара журналист SPbIT.ru взял блиц-интервью у директора по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Тимура Свирина.

Петербургская встреча экспертов «Ростелекома» с представителями бизнеса и госструктур состоялась в рамках road show, которое проходит в 40 городах России. Данная кампания посвящена целому спектру инновационных решений, появившихся в пуле услуг оператора за последние 1-2 года. Это облачные продукты, предоставляемые на собственной платформе «Ростелекома» и предназначенные для решения большинства актуальных задач заказчиков как в B2B, так и в B2G-сегменте.

«Ростелеком» готов предоставлять услуги, соответствующие современным потребностям бизнеса

Отметим, что на семинаре, новые облачные решения представляли специалисты корпоративного центра ПАО «Ростелеком». Среди гостей мероприятия были названы представители таких организаций, как «Роснефть», КБ «Ростфинанс», концерн «Алмаз-Антей», государственные предприятия – ГУП «Ленсвет», УФСБ России по Санкт-Петербургу, Комитет по строительству СПб. Интересно внимание к услугам «Ростелекома» ведущих учреждений культуры, как «Российский этнографический музей», «Государственный Эрмитаж».

Виртуальный ЦОД

Дмитрий Подшибякин, руководитель направления департамента маркетинга продуктов Проектного офиса по разработке и внедрению продуктов ПАО «Ростелеком», напомнил собравшимся, что облако «Ростелекома» - одно из самых крупных в России: оно обслуживает сегодня напрямую или опосредовано уже более 10 млн пользователей, и в нем расположены более 500 информационных систем. 40% этого облака оператор использует для запуска собственных продуктов.

Руководитель направления департамента маркетинга продуктов и прикладных проектов
проектного офиса по разработке и внедрению продуктов ПАО «Ростелеком» Дмитрий Подшибякин

Пожалуй, самая ресурсоемкая из всех услуг «Ростелекома» - «Виртуальный ЦОД» - предоставление в аренду вычислительных мощностей для размещения информационных систем заказчика. Преимуществ облачного ЦОДа перед физическим как минимум три: нет необходимости закупать, размещать и обслуживать дорогой программно-аппаратный комплекс (СХД); возможность оперативно получать вычислительные мощности, расширять или сворачивать их в зависимости от потребностей; гарантированное обеспечение сертификации и аттестации, требуемой законодательством и внутренними политиками клиента.

Коммерческое облако «Ростелекома» появилось в 2012 году: оно выросло параллельно федеральному проекту «Электронное правительство». Физически облако расположено в ЦОДах оператора в Москве, Новосибирске и Адлере. Сохранность и конфиденциальность размещенных в нем данных пользователей гарантируется высоким уровнем физической и информационной безопасности, все компоненты защиты ЦОДа имеют сертификаты ФСТЭК и ФСБ. Услуга характеризуется быстрым развертыванием и масштабированием: создание виртуальных машин занимает несколько минут, и сразу после этого они готовы к установке программного обеспечения и подключения конечных пользователей. Гибкая настройка сетей заключается в том, что доступ к виртуальному ЦОДу может осуществляться как через Интернет, по  операторскому IP VPN, так и по криптографически защищенным каналам — последнее особенно важно для государственных служб.

Параметры безопасности и сценарии использования «Виртуального ЦОДа»

Отслеживать параметры функционирования своей сети и направлять заявки при необходимости клиент может через инновационный портал самообслуживания.

Один из самых масштабных и интересных примеров использования облака «Ростелекома» — размещение в нем Базы данных перенесенных мобильных номеров Центрального Научно-Исследовательского Института Связи, обслуживающей номера абонентов, перенесенных между операторами мобильной связи MNP. Она существует с конца 2013 года и сегодня обслуживает уже более 3 млн перенесенных номеров.

Управляемые услуги связи

Управляемые услуги связи — это комплексное решение, включающее в себя как сдачу в аренду сетевого оборудования, так и управление оборудованием клиента – собственным или арендованным. По словам руководителя направления департамента маркетинга продуктовых и прикладных проектов ПАО «Ростелеком» Антона Лежепекова, данный продукт, появившийся в портфеле услуг оператора осенью 2015 года, - следствие глобальной концепции Managed Services, сегодня получившей широкое распространение, особенно на западных рынках телекома: крупный оператор связи предлагает клиентам не только традиционные услуги связи, но и комплексные сервисы построения сетей, обеспечение этих сетей каналами связи и т. п. Операторы начинают реализацию масштабных проектов, которые удовлетворяют одновременно практически всем потребностям клиента в сетевой инфраструктуре.

Руководитель направления департамента маркетинга продуктовых и прикладных проектов ПАО «Ростелеком» Антон Лежепеков

«Ростелеком» готов предоставить клиенту широкий модельный ряд оборудования (маршрутизаторы, коммутаторы, межсетевые экраны) ведущих мировых производителей: HP, Cisco, Juniper Networks, Fortinet.

Услуга по управлению оборудованием – это проактивный мониторинг в режиме 24/7/365 с автоматическим созданием заявок и формированием отчетов и инцидент-менеджмент с выделенной службой технической поддержки и несколькими формами связи (почта, телефон, портал управляемых услуг). При необходимости инженеры технической службы выезжают на место проведения работ. Возможны также услуги по изменению конфигурации оборудования.

Преимущества комплексного решения «Управляемые услуги связи»

Как заметил Антон Лежепеков, приобретая услугу, клиент получает целый ряд преимуществ, начиная со снижения капитальных затрат и прочих экономических выгод, заканчивая удобством и безопасностью работы конечных пользователей и ИТ-службы клиента. Спикер также перечислил уже реализованные проекты в этой области – создание периметра информационной защиты в одном из крупнейших банков Петербурга и крупной агропромышленной компании.

Управление мобильными устройствами

Чаще всего, говоря об управлении мобильными устройствами, имеют в виду MDM-решения. «Ростелеком» смотрит на эту услугу шире – как на набор сервисов и технологий для безопасного доступа к внутренним информационным ресурсам организации: корпоративной почте, календарю, адресной книге, интранет-сайтам, сетевым папкам и хранилищам, специализированному ПО и т. д. Помимо традиционных гаджетов (смартфонов и планшетов), решение годится для терминалов сбора данных и мобильных платежных систем.

Решение «Ростелекома» отличает максимально гибкое администрирование в зависимости от политик безопасности клиента: помимо черных и белых списков, доступ к тем или иным ресурсам можно ограничивать в зависимости от должности владельца (по Active Directory), формы владения устройством (BYOD, CYOD) и даже координатам этого устройства.

Возможности решения «Управление мобильными устройствами»

Для подключения услуги «Управление мобильными устройствами» конечному пользователю необходимо получить инструкцию от администратора (SMS или e-mail), перейти по ссылке и установить приложения и сертификаты, ввести свои корпоративные данные для автоматической настройки.

Решение нашло свое применение в организациях enterprise-сегмента. Например, один из крупнейших банков страны применяет его для получения доступа к внутренним ресурсам на планшетах, которые сотрудники используют для демонстрации банковских продуктов клиентам.

Единое информационное пространство геоданных (RusGIS)

Собственную платформу для выполнения геоаналитических и геоинформационных задач RusGIS «Ростелеком» ввел в эксплуатацию еще в 2014 году, в 2015 году шло ее техническое наполнение. Сегодня оператор предлагает ее в первую очередь государственным структурам, но рассчитывает и на интерес коммерческих организаций. По словам руководителя направления департамента прикладных проектов МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Георгия Кондрашова, причиной разработки и развития решения стала глобальная информатизация государства, а именно создание специализированных информационных систем, которые решают задачи конкретного отраслевого ведомства, обособленного по функциональному или территориальному признаку. «Бывает, что в ведомствах информационные решения сводятся к ведению электронных таблиц или к системам документооборота, что негативно влияет на скорость принятия решений и другие показатели их эффективности. Кроме того, большинство имеющихся в наличии геоинформационных решений созданы на базе ПО иностранного происхождения, размещенного на иностранных серверах. В рамках политики импортозамещения мы создали собственную разработку на базе ПО с открытым исходным кодом на нашей облачной платформе», - прокомментировал спикер.

Руководитель направления департамента прикладных проектов МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Георгий Кондрашов

В узком смысле RusGIS - это классическая геоинформационная система, позволяющая визуализировать данные на карте для поддержки процессов принятия решений. В широком смысле это инструмент информационной поддержки, который позволяет на базе своих данных поддерживать любые отраслевые решения для компаний с распределенной инфраструктурой, для муниципальных и региональных ведомств и федеральных органов исполнительной власти.

Решение включает в себя хранилище данных, сервер тематической обработки и геопортал и предназначено для получения в одном месте разрозненной пространственной информации, в том числе для поиска и анализа данных ДЗЗ с космических аппаратов. Среди решаемых RusGIS задач – повышение эффективности управления активами, снижение затрат на использование данных ДЗЗ и другие. Среди преимуществ - возможность просмотра и заказа данных ДЗЗ, работа с несколькими слоями (интеграция с Яндекс.Картами), получение отчетов в режиме реального времени. 

RusGIS — платформа «Ростелекома» на базе ПО с открытым кодом

Георгий Кондрашов добавил, что система активно внедряется на территории всех регионов России, и уже существуют успешные истории ее использования.

Аудиоконференцсвязь и веб-видеоконференцсвязь

Сегодня, с ростом темпов бизнеса, когда активно идут процессы консолидации и расширения компаний, цена удаленных коммуникаций возрастает. Сервисы аудио- и видеоконференсвязи существуют в портфеле услуг «Ростелекома» достаточно давно, причем их успешно используют не только клиенты, но и собственные сотрудники оператора. Так, аудиоконференцсвязь была на вооружении инженеров и менеджеров «Ростелекома», занятых в подготовке сетей связи для Олимпийских игр в Сочи, сегодня она же помогает в подготовке к Чемпионату мира 2018 г. по футболу.

Подробнее о таких облачных услугах «Ростелекома», как «Аудиоконференцсвязь», «Веб-видеоконференцсвязь», «Виртуальный офис» и других можно прочитать в репортаже с прошлого семинара компании, проведенного в октябре 2015 года.

На демо-стойках эксперты «Ростелекома» знакомили гостей с новыми облачными решениями оператора

На вопросы SPbIT.ru ответил директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Тимур Свирин.

— Сегодня «Ростелеком» представил несколько облачных сервисов, но актуальными остаются и традиционные услуги. Как сейчас в Северо-Западном макрофилиале видят общую картину, свое позиционирование по этим услугам в целом?

— «Ростелеком» является одной из ведущих компаний по традиционным услугам связи для корпоративных клиентов на Северо-Западе, благодаря нашей развитой инфраструктуре мы можем сделать практически всё и в любом месте. С другой стороны, особенность сегмента B2B в том, что каждый клиент приходит к оператору со своим индивидуальным запросом, и каждый получает специфический набор услуг, даже в традиционном направлении — телефонии, ШПД, VPN.

Услуги, на которых сегодня был сделан акцент, судя по обращениям клиентов, сейчас наиболее интересны среди новых решений «Ростелекома». Заострив внимание клиента на этом спектре услуг, мы впоследствии сможем говорить с ним и о других, причем говорить уже более предметно. Например, от потребности в виртуальном ЦОДе можно перейти к управляемым услугам связи, и в итоге экономия, которую компания получит от набора этих решений, будет гораздо существеннее.

Директор по работе с корпоративным и государственным сегментами МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Тимур Свирин

Услуги, продемонстрированные сегодня, указывают на движение оператора в сторону ИТ- и OTT-сервисов, инновационных услуг...  Ощущаете ли вы уже от этого какую-то отдачу, обратную связь?

— В этом направлении движутся телеком-операторы всего мира. Мы понимаем, что сейчас телеком-бизнес настолько близок к бизнесу системной интеграции, что зачастую в ИТ-бюджете компаний эти понятия составляют единое целое. Когда кончается операторская «труба» как канал связи, начинаются облачные услуги, связанные с интеграцией, с Big Data, аналитическими инструментами, безопасностью. Мы работаем в отрасли, где каждый день создаются новые решения - причем и технологические, и экономические, благодаря которым компании не только удовлетворяют свою потребность в ИТ-услуге, но и  с ее помощью достигают синергии, более эффективного использования ресурсов.

В 2015 году, осенью, в рамках прошлого road-show «Ростелекома» клиенты задавали нам, скажем так, вопросы начального уровня - о неких подходах, концепциях. Сейчас эти вопросы стали более глубокие и конкретные. Видно, что клиенты стали более четко понимать, какие свои задачи они могут решить с помощью новых услуг «Ростелекома».

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Фиксированная связь, Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: Ростелеком Северо-Запад