Полное название услуги у МТС выглядит так: "Доступ в корпоративную сеть своей компании через выделенный APN" (APN – Access Point Name, выделенная точка доступа). Услуга доступна для абонентов Петербурга и Ленобласти. Оператор приступил к тестовой эксплуатации услуги полгода назад. В ней участвовало три корпоративных клиента МТС.
Для того чтобы подключиться к этой услуге, абонент может использовать как уже существующие номера, так и подключить новые. При этом клиент должен установить дополнительное оборудование в своей корпоративной сети. Офис заказчика соединяется с центральным GPRS-оборудованием оператора с помощью выделенного канала. Затем в сети МТС для него создается выделенная точка доступа. После этого определяются номера SIM-карт, которые будут иметь доступ к этой услуге. При этом создается защищенная GPRS-сеть – данные ее абонентов не пересекаются с потоками информации от других корпоративных клиентов или физических лиц, использующих обычный GPRS. Поэтому, как отметили в МТС, ключевое отличие услуги доступа в Интернет через выделенный APN – это повышенные надежность (так как исключаются промежуточные звенья в системе) и безопасность (так как исключается доступ в публичную сеть Интернет).
Стоимость подключения на этой услуге составляет в базовом варианте $1,5 тыс. Для того, чтобы воспользоваться этой услугой, абоненту также надо подключиться на корпоративный тарифный план оператора. В зависимости от него, абонентская плата за «Доступ в корпоративную сеть» будет составлять $20-25 в месяц за одну SIM-карту. Сюда уже включено 50 Мб трафика (учитывается как входящий, так и исходящий трафик, интервал округления тарификации - 40 Кб). Последующий трафик тарифицируется по $0,25 за один мегабайт.
Круг клиентов будет формироваться как из существующих корпоративных абонентов МТС, так и из других фирм, с которыми уже ведутся переговоры. Кроме того, среди клиентов МТС на Северо-Западе, использующих GPRS, существует определенное количество корпоративных пользователей, которые с помощью этой услуги имеют постоянный доступ к электронной почте, корпоративной сети, передаче телеметрической информации.
Аналогичную услугу – "GPRS-корпоративная сеть" – с декабря прошлого года предоставляет Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон». На данный момент компания имеет пять заказчиков этой услуги, у которых насчитывается несколько сотен абонентов. Один из крупнейших клиентов – компания «Несте», которая использует эту услугу для связи с удаленными АЗС. Недавно сотовая компания обзавелась партнером по продаже этого сервиса – компанией «Нева Лайн». Если «МегаФон» предоставляет "GPRS-корпоративная сеть" клиентам, которые заказывают от 15 SIM-карт, то «Нева Лайн» готов обслуживать от одного абонента. Стоимость услуг от «МегаФона» такова: подключение одного клиента составляет $1,5 тыс. (это включает установку специального оборудования в корпоративной сети заказчика), а месячная абонентская плата - $30. Трафик оплачивается исходя из $0,30 за 1 Мбайт переданной информации в дневное время и $0,20 – в ночное.
Кроме того, в этом сегменте рынка работает петербургский владелец сети CDMA-450 «Дельта Телеком» (торговая марка «Скайлинк»). Изначально сотовый оператор включал услуги передачи данных как дополнение к существующим базовым тарифам. Летом прошлого года компания предложила специальную услугу - "Мобильный офис "Скайлинк", которая была разработана совместно с рядом фирм-системных интеграторов. Тогда компания адресовала свое предложение в первую очередь, небольшим фирмам, чья корпоративная сеть состоит из трех-пяти компьютеров. К осени прошлого года среди корпоративных клиентов петербургского «Скайлинка» появились такие компании как «Балт-Трейд», «О’КЕЙ», «Скания», «Меди». Помимо доступа в Интернет и передачи данных в открытом режиме, «Скайлинк», так же, как и его петербургские конкуренты, предоставляет защищенные каналы связи (при помощи приватных IP-адресов). «Специфика услуги - здесь необходим особый подход к продажам и послепродажному сопровождению. Кроме того, установка и тестирование могут занять достаточное длительное время. Здесь мы работаем не на массовом рынке, поэтому приходится использовать маркетинговые приемы, которые скорее характерны для интеграторов», - отмечает пресс-секретарь «Дельты Телеком» Кирилл Волошин.
В качестве своей целевой аудитории сотовые операторы, предоставляющие услуги корпоративной передачи данных, видят компании, имеющие отдаленные терминалы, с которыми необходимо поддерживать защищенную связь, например, банки – для связи с банкоматами и т.д. «Варианты использования услуги очень разнообразны, это может быть как доступ сотрудников с ноутбуков, карманных компьютеров, мобильных телефонов в корпоративную компьютерную сеть, так и доступ к различному телеметрическому оборудованию. Среди таких примеров таких сервисов можно привести доступ в компьютерную сеть торговых представителей для связи с базами данных для формирования заказов, удаленное администрирование компьютерных сетей системными администраторами, связь с центральным оборудованием различных удаленных терминалов: банкоматов, картоматов, удаленных касс, автоматов по приему платежей и продаже различных товаров и т.д.», - говорит начальник сектора развития дополнительных услуг МТС в Петербурге и Ленобласти Илья Нестор.
"С одной стороны, данный сервис мобильных операторов конкурирует с услугами передачи данных, которые предоставляют обычные фиксированные операторы. С другой, по нашей оценке около 10% из более 50 тыс. предприятий, которые работают в городе, заинтересовано в услугах передачи данных именно по мобильным сетям. Объем этого сегмента можно оценить в цифру $600 тыс. – 1 млн в год", - говорит директор по маркетингу компании "Дельта Телеком" Дмитрий Александров.
Из российских GSM-операторов первым услугу передачи данных для корпоративного сегмента стал осваивать московский "Би Лайн GSM", который запустил GPRS Corporate Access в начале 2003 года. Сейчас в Москве эту услугу продвигают «МегаФон-Москва» - под маркой "Выделенный доступ через GPRS", и «Скайлинк» («Московская сотовая сеть») – "VPN-Доступ". Компании не раскрывают количество своих клиентов, по приблизительным оценкам они вместе обслуживают около 60 заказчиков. «У нас подключено несколько десятков клиентов, общее число абонентов – более 100. В начале лета был некоторый спад в продажах этой услуги, но сейчас интерес со стороны потенциальных заказчиков значительно возрос, и мы рассчитываем к зиме в несколько раз увеличить количество подписчиков «Выделенного доступа через GPRS», - сообщил руководитель отдела корпоративных продаж компании "МегаФон-Москва" Евгений Пикерсгиль.
Не смотря на то, что эти услуги уже имеют спрос, аналитики рассматривают их пока как способ для сотового оператора зарекомендовать себя как высокотехнологическую компанию. «Доступ к корпоративным сетям с мобильных компьютеров пока еще остается скорее «игрушкой» нежели насущной необходимостью бизнеса. Мобильные операторы запускают их сейчас не столько для того, чтобы заработать на этом большие деньги, сколько для того, чтобы утвердить реальными продуктами имидж высокотехнологичных компаний. Все операторы декларируют, что они работают на переднем крае прогресса, и в такой ситуации они не могут позволить себе не иметь в портфеле услуг то, что имеют и активно продвигают остальные», - говорит аналитики «Финам» Олег Шенкер.
Другие аналитики считают, что такие услуги будет иметь спрос, при надлежащем качестве услуг. "Только после достижения определенной планки в области качества можно ожидать бурного роста спроса на эти технологии, и то он может занять несколько лет. Много будет зависеть и от активности самих операторов по продвижению этих услуг", - отмечает аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. «Такая характеристика как защищенность дает этой услуге возможность конкурировать со стандартном CDMA-450, однако GPRS уступает ему в качестве. Тем не менее, учитывая, что GSM гораздо более распространен, а спрос на беспроводные технологии передачи данных со стороны корпоративных пользователей возрастает, то такая услуга найдет своих потребителей», - прокомментировала старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова. «Пока эта услуга необходима довольно узкому кругу профессионалов, но в дальнейшем, мобильный доступ к корпоративной информации станет принципиальным вопросом для многих компаний», - соглашается Олег Шенкер.
В ближайшее время в Петербурге на этом рынке конкуренция усилится - здесь должен появится третий GSM-игрок – местный филиал «Би Лайн GSM». «Наша услуга изначально позиционировалась как совместное решение операторов мобильной и фиксированной связи. Ее доступность клиентам и абонентам в том или ином регионе во многом определяется готовностью наших телекоммуникационных партнеров "на местах". Сейчас мы находимся в заключительной стадии реализации проекта по запуску услуги в регионах, включая Петербург», - сообщил специалист по связям с общественностью московского офиса «Би Лайн GSM» Артем Минаев.