«Астерос» выходит из игры. ИT-подрядчик Олимпиады в Сочи начал процедуру банкротства

Компания «Астерос», входящая в число крупнейших ИT-компаний России, подала иск о собственном банкротстве. Причина — финансовые проблемы этого подрядчика таких госпроектов, как Олимпиада в Сочи, ЧМ-2018 и «Электронная путевка».

​АО «Астерос» подало иск о банкротстве в Арбитражный суд Москвы 26 марта, следует из материалов картотеки арбитражных дел. Детали в заявлении не уточняются.

В пресс-службе компании РБК подтвердили факт подачи ее руководством заявления в арбитражный суд о признании «Астероса» банкротом, пояснив, что «Астерос» исторически работает на рынке «тяжелого» инфраструктурного строительства с длительными этапами реализации и долгосрочным финансированием. «Специфика проектов, а также несвоевременное исполнение платежей со стороны некоторых заказчиков в начале 2018 года вызвали ограничения для операционной деятельности компании и создали риски выполнения обязательств», — сообщили РБК в компании.

В «Астеросе» подчеркнули, что группа продолжает операционную деятельность, а решение о банкротстве объяснили тем, что «удовлетворение требований нескольких кредиторов может привести к невозможности исполнения в полном объеме денежных обязательств перед другими кредиторами». Объемы и условия существующих договоренностей с кредиторами в компании отказались комментировать.

РБК ожидает ответов на направленные президенту компании Юрию Бякову вопросы.

​«Астерос» был подрядчиком по проектированию систем безопасности на олимпийских объектах в Сочи и выполнял аналогичные работы в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года на столичном стадионе «Лужники». В дирекции по коммуникациям и продвижению «Лужников» заверили, что «Астерос» свои обязательства перед «Лужниками» выполнил и не является оператором разработанных проектов.

Компания также реализовала по контракту с Ростуризмом такой проект, как система «Электронная путевка».

Рискованные перемены

Причиной банкротства «Астероса» могли стать финансовые проблемы, вызванные переориентацией ее деятельности, считает основатель «Энвижн Груп» Антон Сушкевич. В последние годы «Астерос», по его словам, отошел от ИT-рынка и сконцентрировался на инженерных проектах и строительстве — компания предоставляла услуги генерального подряда застройщикам и собственникам зданий. «Ухудшение финансового положения может объясняться кассовыми разрывами. В сфере строительства компаниям нужно сначала инвестировать много собственных средств в здание, и только по окончании проекта она получает деньги. В последние годы даже крупные строительные компании испытывали сложности, а «Астерос» на этом рынке совсем нишевый игрок, поэтому ему выживать было еще сложнее. На мой взгляд, переориентация компании на строительство и инженерные проекты стала основной ошибкой собственников», — говорит Сушкевич.

Из материалов на портале судов общей юрисдикции города Москвы следует, что в марте 2018 года сотрудники «Астероса» подали к компании 11 исков в связи с невыплатой заработной платы. Всего с начала года к ней со стороны разных юрлиц было подано около десятка исков на общую сумму 278 млн руб.

Судьба туристов

Один из последних крупных проектов «Астероса» — информационная система «Электронная путевка», которую компания с 2015 года разрабатывала по контракту с Ростуризмом. Система стоимостью около 500 млн руб. должна сделать туристический рынок более прозрачным и стать новым инструментом контроля за выполнением туроператорами своих обязательств, поясняли в Ростуризме. Запуск системы планировался с 1 января 2018 года, но не состоялся из-за неготовности нормативно-правовой базы.

Работы по всем этапам проекта «Электронная путевка» в рамках заключенных контрактов были полностью выполнены, система сдана заказчику в декабре прошлого года, сообщили РБК в пресс-службе «Астероса». Сейчас собственником и оператором информационной системы является Ростуризм, который впоследствии должен провести тендер на ее сервисное обслуживание, поясняет гендиректор компании-туроператора Click Voyage Игорь Козлов, председатель ИT-комитета ассоциации туроператоров «Турпомощь» и член рабочей группы Ростуризма по «Электронной путевке».

Банкротство «Астероса» не окажет никакого влияния на сроки ввода «Электронной путевки» в промышленную эксплуатацию, уверяют в Ростуризме. «Все работы по ранее заключенным контрактам выполнены компанией в полном объеме и приняты Ростуризмом. Система работает и полностью готова к запуску в промышленную эксплуатацию», — сообщили РБК в пресс-службе ведомства. Комментируя текущий статус проекта, в Ростуризме сообщили, что часть необходимых для запуска системы документов уже утверждена приказами Минкультуры и направлена на госрегистрацию в Минюст, другая часть (проекты постановлений кабинета) направлена в правительство.

В Минкультуры на запрос РБК не ответили.

«Электронную путевку» уже начал тестировать ряд туроператоров, в том числе ​НТК «Интурист», PAC Group, «ВИП Сервис», TUI Russia & CIS. Но ни один из опрошенных РБК в конце 2017 года туроператоров не подтверждал, что намерен с 1 января перейти на полноценную работу в системе.

НТК «Интурист» отгружал данные в систему на этапе ее тестирования, для этого были созданы специальные тестовые путевки, которые передавались в «Электронную путевку» через шлюзы (каналы передачи данных от туроператоров в систему), говорит заместитель гендиректора компании Сергей Толчин. «Мы провели тестирование, все работает. Технически мы можем сегодня-завтра начать отгружать эти данные в систему при условии, что не будет конфликта с законом при передаче персональных данных. Но «Электронная путевка» пока не является обязательной», — добавил он.

Система не готова к работе, утверждает источник РБК на туристическом рынке. По его словам, с начала этого года никаких действий по доработке «Электронной путевки» не предпринималось. «Раз разработчик-исполнитель по госконтракту планирует обанкротиться, видимо, доводить ее до нормального рабочего состояния будет некому», — говорит собеседник РБК.

Система нуждается в доработке, подтверждает гендиректор Click Voyage. «Астерос» выполнил техническое задание по контракту, но оно было написано в 2014 году, по сути, без привлечения турбизнеса и сейчас уже не очень соответствует текущей технологической и законодательной среде. Часть вопросов можно было решить во время гарантийного срока обслуживания — до 1 июня систему должны были продолжать тестировать и исправлять недочеты. «Но необходимо дорабатывать более фундаментальные вещи, с помощью других средств и другими силами», — говорит Козлов.​

Сергей Соболев, Елена Сухорукова, Мария Коломыченко

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Астерос