Санкт-Петербургский Единый центр управления сетью (ЕЦУС) «МегаФона» – одна из двух площадок в России (вторая аналогичная находится в Самаре, обе резервируют друг друга), занимающихся мониторингом всех элементов сети оператора, – на время чемпионата превратилась еще и в Центр управления футбольной сетевой инфраструктурой. Правда, как таковой футбол здесь не смотрели: даже специальным сотрудникам, которые находились на стадионе и замеряли характеристики сигнала во время матча, отвлекаться на спортивные баталии было запрещено. Зато сотрудники ЕЦУС круглосуточно обеспечивали бесперебойное и качественное функционирование почти 1,5 тысяч телекоммуникационных сервисов: предоставление каналов для телевещания, мобильная и фиксированная телефония, Интернет, обеспечение передачи данных для ЦОДов ассоциации и многое другое.
Павел Белесов, директор по эксплуатации сети ЕЦУС компании «МегаФон»
«Чемпионат мира по футболу не имеет аналогов по масштабу среди всех мероприятий, как спортивных, так и не спортивных. Его можно сравнить, к примеру, с 12-ю олимпиадами, – сообщает директор по эксплуатации сети ЕЦУС компании «МегаФон» Павел Белесов. – Подготовка к этому событию у нас началась в прошлом году, а первые сервисы мы подключили уже в феврале этого года. Основная же нагрузка началась в мае, и к началу чемпионата все услуги были спешно запущены».
Напомним, «МегаФон» обеспечил строительство телеком-инфраструктуры для оказания услуг мобильной и фиксированной связи на объектах проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в рамках контракта с «Национальным центром информатизации», дочерней компании госкорпорации «Ростех». В SLA входил, в том числе, уровень надежности сервисов 99,99%: по факту это ото означает, что в течение месяца простаивание не может превышать 4-х минут. За это время отреагировать на внештатную ситуацию практически невозможно, поэтому задача решалась резервированием каналов: в случае со стадионами – тройным резервированием. Это три кабеля с логическим и физическим разнесением, которые подменили бы друг друга в случае неисправности. Три отдельных ввода питания.
Кроме того, на время чемпионата ЕЦУС привлек к своей деятельности около 2 тыс сотрудников по всей стране, из них 500 - по Северо-Западу. Каждый из 11-ти городов-участников был разделен на сегменты, которые обслуживались собственными мобильными бригадами.
Андрей Звонаренко, технический директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон»
Среди иностранных болельщиков в нашей сети во время игр на стадионе больше всего было абонентов из США, Китая, Бразилии, Финляндии и Аргентины, при этом общая доля наших абонентов на стадионе составила 40%. Все вместе они проговорили 1300000 минут и прокачали порядка 19,5 терабайт мобильного интернет-трафика на скоростях до 190 Мбит/с.
Непосредственно в центре информация о состоянии объектов сетевой инфраструктуры выводилась на мониторы специалистов, а также дублировалась на знаменитой видеостене, которая, будучи выставленной вертикально, окажется выше пятиэтажного дома. Во время игры на одном из многочисленных мониторов – схема стадиона. Она зеленая не столько потому, что это цвет футбольного газона, сколько потому, что все системы работают исправно – при сбое цвет поменяется. На видеостене также обозначены связи между объектами футбольной инфраструктуры всех городов, а также другие объекты сети. Всё также в зеленых тонах: значит, проблем нет.
Тем не менее, на каждом объекте ЧМ сформированы мобильные бригады, состоящие из специалистов нескольких видов компетенций: по фиксированной, мобильной связи и другим сервисам. Отдельную важную роль играют радиоизмерители – те самые люди, которые во время матча смотрят не на поле, а в планшет. Специальный измерительный рюкзак вмещает семь телефонов, каждый из которых в онлайн-режиме передает в ЕЦУС текущие параметры голосовой связи, пакетного трафика и другие данные.
«ЕЦУС – это первая линия поддержки, занимающаяся обработкой событий: инцидентов на сети и обращений клиентов. Здесь же находятся профильные специалисты по транспорту, IP, коммутации, радиосвязи и т. д. Несколько недель в году каждый профильный сотрудник работает вместе с дежурной сменой центра: так он, с одной стороны, при необходимости обеспечивает быстрое подключение своих компетенций, а с другой – никогда не теряет связь с реальной сетью, реальными проблемами, ощущает саму атмосферу», – говорит Павел Белесов.
Сотрудники мобильных бригад общались с коллегами по сотовой связи и корпоративной почте – уточнялись детали, отсылались фото и документы, – а за час до матча устраивались видеоконференция между стадионом и ЕЦУС. Вообще мобильность здесь практикуется повсеместно, благодаря чему территориальная удаленность «полевых игроков» оператора практически не ощущается.
Остается добавить, что в ЕЦУС наиболее эффективные технологии используются и для комфорта сотрудников. Например, оптимально подобрано освещение, на потолке расположены специальные шумопоглощающие пластины, а уже упомянутая видеостена не нагревает воздух.
SPbIT.ru уже не раз писал (например, здесь) о мобильных базовых станциях «МегаФона», заключенных в корпусы фольксвагена и КАМАЗа, которые стали постоянными участниками крупных петербургских мероприятий – таких, как «Алые Паруса» или ПМЭФ. К Чемпионату мира все причастные к нему филиалы оператора (в том числе Петербург и Калининград) получили уникальное подкрепление – в виде базовой станции-контейнера, которую удобно разместить для усиления покрытия не на пару дней, а на целый месяц или более.
Полноценная автономная, вандалоустойчивая базовая станция в формате контейнера, поддерживающая технологии 2/3/4G, весит 4,5 тонны и может работать как от электросети, так и от размещенного в ней дизель-генератора, в последнем варианте – до 10 суток без дозаправки. Внутри зеленого металлического куба находится оборудование связи, в том числе, радиомодули, формирующие радиосигналы и по фидерам доставляющие их до антенны. На телескопической башне, выдвигающейся с помощью пневматического механизма, расположены две панельные антенны мобильной сети и круглая радиорелейная линия, обеспечивающая транспорт сигнала до базовой станции опорной сети. Таким образом, происходит бесшовный переход между данной БС и внешней сетью.
С начала июня станция установлена на маршруте «Южная дорога — пляж – Футбольная аллея» и обеспечивает мобильную связь на одном из основных подходов болельщиков к стадиону.
По окончании чемпионата контейнер останется в городе и будет использоваться на других мероприятиях, либо замещать мобильные БС оператора, если это будет необходимо.
С точки зрения телекоммуникаций «Санкт-Петербург Арена», один из крупнейших в Европе стадионов, рассчитанный на 68 тыс. зрителей – настоящее произведение инженерного искусства. «МегаФон» построил здесь сложное, но максимально эффективное решение: активную распределенную антенную систему (ADAS), состоящая из 32 внутренних и 12 внешних секторов. Об устройстве антенной системы SPbIT.ru подробно писал в материале, посвященном Кубку конфедераций. Напомним, что на объекте установлено около сотни приемопередатчиков, подключенных к 450 антеннам с использованием 800 различных устройств сложения сигналов, проложено 40 км оптического кабеля. Аппаратная, где размещена большая часть телекоммуникационного оборудования, располагается неподалеку от стадиона.
Денис Мещеряков, директор по развитию сети Северо-Западного филиала «МегаФона»
«Сердце этой активной системы – блоки базовых станций, рассчитанные на всех четырех основных операторов, у каждого они свои. Радиомодули, стоящие на улице, формируют сигнал, который затем передается на антенну. Дополнительный элемент – мастер-юнит – предназначен для того, чтобы объединять сигналы всех операторов и всех поколений связи и распределять эти сигналы по оптическим каналам на удаленные радиомодули, уже на территории стадиона. От них сигнал уходит к к антеннам», – объясняет директор по развитию сети Северо-Западного филиала «МегаФона» Денис Мещеряков.
Антенны расположены на каждом из семи уровней «Санкт-Петербург Арены». Инфраструктура связи строилась здесь одновременно со строительством стадиона, и поэтому связистам зачастую необходимо было подстраиваться под изменяющиеся условия. Например, высота потолков на некоторых ярусах сооружения оказалась выше запланированной, что потребовало замены части антенн. Отдельным испытанием, с которым специалисты «МегаФона» мастерски справились, стало покрытие на лестницах внутри стадиона, коих насчитывается более 30.
Отдельного упоминания заслуживает методика планирования, применяемая к телеком-оборудованию. Его количество, уровень нагрузки и прочие характеристики рассчитывались исходя из вместимости объекта, профиля трафика (голосовой трафик и пакетная передача данных), принималась во внимание концентрация абонентов различных сетей. Расчеты оказались верны: даже в пиковые моменты скорость соединения на трибунах была около 10-15 Мб/сек в сети LTE.
Важно, что построенное «МегаФоном» решение будет востребовано и после Чемпионата мира: в хорошем уровне связи на своих матчах нуждается «Зенит», зачастую собирающий на домашних матчах аншлаги. Кроме того, отдельные сектора антенн будут направлены на поле, которое во время проведения концертов превращается в танцпол.
Специально для иностранных болельщиков «МегаФон» (совместно со своим техническим партнером, оператором oneFactor) подготовил пакетный тарифный план #Hello с экономичными условиями роуминга, позволяющими фанатам со всего мира пользоваться привычными мессенджерами и социальными сетями. Для пользователей тарифа действовала англоязычная поддержка на странице компании в Facebooк и при звонке в колл-центр.
По оценкам оператора, к началу чемпионата зеленые SIM-карты приобрели около 6% болельщиков от общего числа зарегистрировавшихся в его сети.
По данным компании «МегаФон», за всё время Мундиаля на стадионах и фанзонах в сети оператора болельщики проговорили более 34 млн минут и пропустили через свои гаджеты более 500 ТБ интернет-трафика. Максимальный рекорд скорости – 293 Мбит/с был поставлен в «Лужниках», а самым популярным матчем среди абонентов «МегаФона» стал матч 1/8 финала Россия-Испания, состоявшийся 1 июля. В среднем на стадионах услугами оператора пользовались около трети абонентов.
Готовя сетевую инфраструктуру к главному футбольному событию, «МегаФон» задействовал около 25000 км ВОЛС и более 1300 базовых станций, установил более 5000 антенн и 900 единиц телекоммуникационного оборудования, организовал радиопокрытие более 160 ключевых объектов по всей стране. На всех спортивных объектах «МегаФон» предоставил магистральные каналы связи с неограниченным лимитом, услуги сети передачи данных, доступ в Интернет, ISDN, защиту от DoS/DDoS-атак, обслуживание ЛВС для организации стабильной работы всех типов связи: фиксированной, мобильной и телематической. Над проектом работали более 2000 лучших инженеров и технических специалистов оператора со всей России.
«Для футбольных болельщиков всё началась еще три года назад, когда в 2016 году «МегаФон» обеспечивал услугами связи жеребьевку Чемпионата мира. Затем в 2017 году на «Санкт-Петербург Арене» прошли четыре встречи Кубка конфедераций, – напомнил технический директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Андрей Звонаренко на пресс-конференции в день финала. – Наконец, в 2018 году в Петербурге прошли семь матчей Мундиаля. Здесь «МегаФон» сформировал команду из более чем 500 человек, которая обеспечивала сервисы высокого качества для наших абонентов и визитеров из других стран, а ЕЦУС обеспечивал контроль за объектами связи по всей стране».
Кроме того, незадолго до события оператор закончил проект по модернизации сети, включающий замену оборудования всех базовых станций региона и расширение ядра пакетной коммутации, а также обеспечил технологиями связи две новые станции метрополитена: «Новокрестовская» (расположена у «Санкт-Петербург Арены») и «Беговая».
Сколь громко общественность обсуждала 5G перед Чемпионатом мира, столь мало упоминалось о новой технологии связи на его протяжении: инфоповодов и без того хватало. Тем не менее, в «МегаФоне» собрали сводку активностей по данной теме. Так, в Москве компания впервые в России провела прямую трансляцию футбольного матча в формате VR с использованием технологии 5G. В Санкт-Петербурге – так же впервые в России – была продемонстрирована работа готового к коммерческому внедрению абонентского оборудования 5G.. В Казани «МегаФон» в партнёрстве с «КАМАЗом» (снова первым) показал применение 5G для сопровождения движения автономного транспорта.
Значит, скоро нужно ждать новых достижений и рекордов.
Сергей Солдатенков, генеральный директор компании «МегаФон»
Чемпионат мира по футболу – самое масштабное спортивное событие в истории России. Чтобы поддержать свои команды, в нашу страну приехали сотни тысяч болельщиков со всего мира, и для них крайне важным было оставаться на связи: делиться эмоциями, переживаниями и радостными моментами с родственниками и друзьями. Это очень сложное с организационной точки зрения мероприятие. Я рад, что «МегаФон» стал частью этой красивой и яркой истории, выступив техническим партнёром «Национального Центра Информатизации» и построив географически распределенную и зарезервированную инфраструктуру, обеспечившую бесперебойную связь.