«Яндекс.Такси» разгоняют оценку. Инвестбанки спрогнозировали рост капитализации агрегатора

Спустя девять месяцев с момента объединения агрегаторов «Яндекс.Такси» и Uber оценка совместного предприятия выросла на 16–63%, до $4,4–6,2 млрд, подсчитали Райффайзенбанк и HSBC. К 2020 году стоимость сервиса составит $7 млрд, допускает Morgan Stanley. Рынок предсказуемо нагревается в преддверии IPO крупных компаний, однако российское происхождение агрегаторов и возможные регуляторные ограничения их деятельности негативно скажутся на оценке, считают эксперты и участники рынка.

Cтоимость бизнеса «Яндекс.Такси» за последние девять месяцев выросла на 16–63% по сравнению с собственной оценкой компании, следует из отчетов Райффайзенбанка и HSBC (есть у “Ъ”). По состоянию на ноябрь HSBC оценивал «Яндекс.Такси» в $6,2 млрд. Райффайзенбанк дает более скромную оценку «Яндекс.Такси» — $4,4 млрд. Оба инвестбанка прогнозируют, что «Яндекс.Такси» выйдет на положительную EBITDA в 2020 году.

HSBC ожидает, что бизнес «Яндекс.Такси» «может удвоить стоимость в течение трех лет». С этим согласны и в Morgan Stanley. Как говорится в отчете инвестбанка (есть у “Ъ”), в позитивном сценарии агрегатор такси к 2020 году будет оцениваться в $7 млрд. Негативный сценарий учитывает падение доли «Яндекса» на поисковом рынке — в таком случае к 2020 году стоимость агрегатора такси составит $3,7 млрд.

Собственной оценкой объединенной компании — свыше $3,8 млрд — «Яндекс» поделился в феврале этого года, объявив о завершении слияния «Яндекс.Такси» с Uber. По итогам сделки сервисы объединили бизнес в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Около 59,3% в совместном предприятии получил «Яндекс», 36,9% — Uber, а 3,8% — менеджмент. По итогам третьего квартала «Яндекс.Такси» стал впервые прибыльным в России. В целом бизнес «Яндекс.Такси», который также включает в себя работу агрегатора такси в других странах и сервисы по доставке еды, за девять месяцев этого года получил убыток в 4,3 млрд руб.

Наращиванию оценки «Яндекс.Такси» способствовал рост показателей и то, что слияние с Uber Russia прошло в целом нормально; кроме того, «Яндекс.Такси» демонстрирует международные амбиции, полагает гендиректор inDriver Арсен Томский.

«Последние инвестиции в райдхейлинге идут с хорошими мультипликаторами. Рынок предсказуемо нагревается в преддверии IPO гигантов — Uber, Didi, Lyft»,— поясняет он.

Сооснователь и гендиректор «Ситимобил» Арам Аракелян также не удивлен, что оценка «Яндекс.Такси» выросла. «Почему, сказать сложно, оценка — это все-таки многофакторная модель. Тут однозначно положительно, что речь про миллиарды долларов, значит, инвесторы верят в индустрию и в рынок. С учетом наших темпов роста это не может нас не радовать»,— говорит он.

В «Яндексе» неоднократно говорили о планах по IPO «Яндекс.Такси». Годом ранее операционный директор «Яндекса» Грег Абовский в интервью Bloomberg предположил, что публичное размещение может пройти в первой половине 2019 года. В июне этого года господин Абовский в интервью «Интерфаксу» говорил уже о второй половине следующего года. «С точки зрения состояния бизнеса» «Яндекс.Такси» «готовы к первичному размещению акций», рассказал “Ъ” представитель компании. «Однако стоит учитывать, что IPO зависит и от внешних факторов: макроэкономики, геополитических условий, первичного размещения акций других компаний из нашей сферы»,— напомнил он. Ситуация с IPO «Яндекс.Такси» прояснится после размещения Uber и Lyft, полагает собеседник “Ъ” в одном из американских инвестфондов, владеющих пакетом в «Яндексе».

В то же время «российскость» IT-компаний дисконтирует их оценку, напоминает Арсен Томский. Другим риском стала инициатива о законодательном запрете на участие агрегаторов такси в ценообразовании поездок, следует из отчетов HSBC и Райффайзенбанка. Это «поднимет средний тариф, снизит общую стоимость рынка и замедлит его развитие», поясняет Райффайзенбанк.

Дмитрий Шестоперов, Владислав Новый

Тематики: Финансы

Ключевые слова: веб-сервис, Яндекс, финансы