«Юлмарту» подберут размер. Интернет-магазин вернулся к расширению розничной сети

Некогда крупнейший российский интернет-магазин «Юлмарт» объявил о завершении оптимизации сети. Это позволило сократить затраты на аренду и транспортную логистику в 2018 году в два раза, утверждают в компании. Путь снижения арендной ставки и сокращения площадей уже прошли многие ритейлеры, но в условиях серьезного снижения трафика имеет смысл инвестировать не в аренду, а в маркетинг, считают эксперты.

«Юлмарт» завершил оптимизацию сети, сообщил “Ъ” представитель интернет-магазина. Его новая стратегия предполагает создание небольших (площадью 0,3–1 тыс. кв. м) центров исполнения заказов со складами в некоторых городах. В 2018 году «Юлмарт» открыл 14 таких центров, восстановив работу в регионах, которые ранее покинул, и запустил торговые точки в новых городах. Всего ритейлер арендовал более 6 тыс. кв. м торговой площади, а за счет сотрудничества с логистическим оператором DPD увеличил число пунктов выдачи до 1 тыс. По словам операционного директора «Юлмарта» Михаила Лысенко, стоимость открытия одного объекта нового формата «примерно равна или меньше арендной платы закрытых объектов в месяц и составляет до 2 млн руб.». Благодаря запуску новых форматов, релокации и замене ряда торговых объектов на более эффективные, компании удалось сократить затраты на аренду и транспортную логистику в 2018 году в два раза, утверждает он.

Конфликтующие стороны по-разному оценивают операционную деятельность «Юлмарта». Так, по словам Михаила Васинкевича, «компании фактически нет, поэтому и говорить про какую-то стратегию развития странно». «Компании группы "Юлмарт" находятся в состоянии банкротства, объем их долгов кредиторам составляет миллиарды рублей»,— настаивает господин Васинкевич. По оценке же Дмитрия Костыгина, «Юлмарт», напротив, «не просто работает, а все еще входит в число лидеров российского рынка e-commerce». «На подобное расширение нужны очень небольшие деньги. Компания в основном реструктурирует сеть, оборудование все есть, а открытие на новом месте не предполагает каких-то больших инвестиций»,— утверждает он. По словам господина Костыгина, за операционным управлением компании стоит «независимая команда». Михаил Васинкевич уверен, что это «люди Костыгина и Мейера».

Онлайн-трафик «Юлмарта» тем не менее падает, констатирует управляющий партнер магазина «220 Вольт» Алексей Федоров. По данным SimilarWeb, у него в декабре было 10 млн посещений, а в феврале — 7,4 млн, тогда как у конкурентов DNS и «М.Видео» — 46,7 млн и 31,5 млн соответственно. «"Юлмарт" платит не всем своим поставщикам, ему не хотят отгружать, и он не генерирует им продажи. При таком трафике деньги надо пустить не на аренду, а на маркетинг»,— рассуждает господин Федоров.

У «Юлмарта» ситуация не очень простая, согласен гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «В 2018 году они сократили чистую выручку почти на 40%, она не превысила 15 млрд руб. без НДС. С ними не работают факторинговые компании и многие поставщики из-за финансовых рисков, но если они решат эту проблему и акционерный конфликт, то у них есть потенциал для кратного роста. Оптимизировать площади надо было еще в 2017 году, когда стал снижаться товарооборот. Этот путь снижения арендной ставки и сокращения площадей давно прошли многие ритейлеры»,— говорит он.

Кристина Жукова

Тематики: Рынок ПК, Торговые сети

Ключевые слова: торговые сети, Юлмарт