Дом, где всё подключено. Цифровая экосистема «Ростелекома» в петербургских новостройках

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области продолжаются пилотные проекты «Ростелекома» по обеспечению возводимых многоквартирных домов интеллектуальными системами и предоставлению комплексных услуг (связь, безопасность, комфорт) для всех участников строительства. Топ-менеджеры Северо-Западного МРФ оператора рассказали о ходе работ и о том, почему застройщики выбирают «Ростелеком» еще на этапе проектирования зданий.

Напомним, еще в 2016 году «Ростелеком» анонсировал запуск комплексной универсальной услуги для застройщиков, куда входят строительство линейно-кабельной инфраструктуры, организация магистральных и внутриквартальных сетей связи и распределительных сетей внутри объекта, каналов для присоединения к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения (РАСЦО), монтаж станционного и абонентского оборудования, подключение дома к сети Интернет, цифровое и аналоговое телевидение, подключение локальных систем связи (домофона) и организация видеонаблюдения внутри дома и на дворовых территориях.

 

 

Сегодня эта инициатива, по словам представителей оператора, выросла в цифровую экосистему, реализованную на единой сервисной ИТ-платформе. В экосистему включены все участники строительства (застройщик, управляющая компания, жильцы), в ней также учтены все этапы жизненного цикла здания, начиная с проектирования и заканчивая долгосрочным обслуживанием абонентов в готовом доме. Так, по итогам 2018 года «Ростелеком» предоставил современные ИТ-услуги в ЖК «Малая Охта» в Санкт-Петербурге, в ЖК «Астрид» в Колпино, в ЖК «Дом с фонтаном» во Всеволожском районе Ленобласти. Масштабный проект по видеонаблюдению реализован компанией в ЖК «Я – романтик» и ЖК «Юность» в Санкт-Петербурге, а также в ЖК «Светлый мир внутри» в Сестрорецке. Количество клиентов постоянно растет – свидетельствуют в компании.

 

Директор по работе с массовым сегментом МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Светлана Шамзон

 

Вице-президент – директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Андрей Балаценко:

Несколько лет назад телеком-компании занимались развитием базовых, жизненно важных сервисов: коммуникациями, обеспечением доступа к сети. Теперь мы расширяем спектр услуг и идем не просто от социальных потребностей, а дополняем их новыми возможностями, делающими проживание комфортнее и безопаснее. Стратегически мы движемся к цифровой экосистеме, трансформируясь из телеком-оператора в цифрового партнера для населения, бизнеса и государства.

По словам директора по работе с массовым сегментом МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Светланы Шамзон, из более чем 270 застройщиков, ведущих деятельность на территории СЗФО, с оператором так или иначе уже сотрудничают 202 компании. Охват новостроек у «Ростелекома» по итогам 2018 года достиг 78% по всему Северо-Западу и 80% по Петербургу. При этом – что неудивительно – около 68% всего объема жилых площадей вводятся в эксплуатацию на территории именно Петербурга и области: это значит, именно здесь услуги оператора востребованы более всего.

«Мы начинаем работать с застройщиками еще до начала проектирования дома, а затем предоставляем им необходимые услуги на стройплощадке: связь, Интернет, видеонаблюдение. Стараемся работать параллельно со строителями, чтобы подключение объекта к сетям связи произошло до ввода здания в эксплуатацию и до чистовой отделки. Соответственно, когда сдается объект, на территории уже построена кабельная канализация, сделана разводка по дому, проложена оптика. Вся телеметрия так же может быть построена не на медном кабеле, а на PON. Если управляющая компания подключает счетчики к нашей экосистеме, у нее есть возможность контролировать все коммунальные расходы с момента подключения. А когда в дом въезжают жильцы, у них уже есть доступ в Интернет и Личный кабинет, где также предоставлена информация обо всех расходах», – прокомментировала Светлана Шамзон.

 

Вице-президент – директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Андрей Балаценко

 

«Сегодня мы перестали выдавать застройщикам технические условия, которые они были обязаны соблюсти, и предлагаем комплексную услугу как сервис: сами спроектируем инфраструктуру, построим, сдадим и будем обслуживать. Сюда же добавляем такие востребованные жителями и управляющими компаниями услуги для дополнительной безопасности и управления территорией, как Wi-Fi, видеонаблюдение, СКУД. Сейчас на рынке разные компании занимаются СКУД, телеметрией, видеонаблюдением и т. д., а мы предлагаем всё это на единой платформе, с возможностью единого управления. Мы готовы создавать экосистему, адаптирующуюся к потребностям каждого заказчика», – добавил вице-президент – директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Андрей Балаценко.

 

 

Получается, что застройщику выгодно и удобно начинать сотрудничество с «Ростелекомом» до начала строительства. Во-первых, оператор готов самостоятельно спроектировать и согласовать всю телекоммуникационную инфраструктуру на объекте, согласно всем требованиям законодательства, – а это приличный пласт не только инженерных работ, но и «хождений по кабинетам». Во-вторых, с самого начала строительства к объекту может быть проведен высокоскоростной Интернет, на территории установлено охранное видеонаблюдение. В-третьих, после сдачи объекта в эксплуатацию управляющая компания (а также каждое домохозяйство по отдельности) обзаводится Личным кабинетом, в котором можно подключить видеонаблюдение, датчики телеметрии, устройства СКУД (шлагбаум, домофон) – то есть обеспечить жильцам максимально удобное и комфортное существование.

 

Набор устройств для организации доступа

 

Экосистема «Ростелекома» на сегодня – это комплекс программно-аппаратных решений:

  • умный домофон,
  • комплексное видеонаблюдение,
  • Wi-Fi во дворе,
  • умные счетчики (телеметрия),
  • умный шлагбаум.

 

Подробнее о них можно прочитать в пресс-релизе «Ростелекома» от 30.04.2019, а также в репортаже SPbIT.ru из города Светлогорск Калининградской области, где оператор представил первый в стране проект «умного дома» на собственной ИТ-платформе.

 

Видеонаблюдение из архива в Личном кабинете УК

 

Важно добавить, что сервисная платформа «Ростелекома» открытая. Это означает, что ее можно бесшовно интегрировать с большинством стандартных устройств, установленных ранее: счетчиков, домофонов, систем IP-видеонаблюдения и т. д. В неё также возможно встраивать такие модули, как «Безопасный город», платформа «ГИС ЖКХ», система «112».

«Мы предлагаем наполненный сервисами продукт, используя комплексный подход, предоставляя единый пользовательский интерфейс в виде Личного кабинета и мобильного приложения и единую техническую поддержку как отдельных услуг, так и платформы в целом», – добавил директор по информационным технологиям МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Андрей Петухов. По его словам, система динамично развивается, и в ближайшее время компания предложит пользователям ряд новых решений:

  • «Социальная CRM» позволит реализовать на сервисной платформе «социальную сеть дома», с использованием чатов, подписок, приобретения товаров и услуг;
  • «Виртуальная управляющая компания» – коробочный продукт для управляющих компаний и товариществ жильцов с услугами начисления и выставления счетов, получения заявок на сервисные услуги и т. п.

Интересной вариацией «социальной CRM» может стать интеграция домофона с соцсетями: например, чат-боты в Telegram и ВК. Такие технологии компания также тестирует.

Масштаб работы «Ростелекома» с застройщиками действительно очень большой. Операторы, особенно в крупных городах, вообще склонны делать ставку на новое строительство, заходя туда «с нуля» и комплексно, в то время как жителям старого фонда предлагаются типовые коробочные решения на уже существующей сети. Например, у «Ростелекома» это «Умный дом», «Видеонаблюдение» и другие. Что касается регионов – здесь выбора у жильцов зачастую нет, и «оптика» им только снится.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Безопасность

Ключевые слова: Ростелеком, видеонаблюдение, Ростелеком Северо-Запад